Mskstart.ru

Все про Авто перевозки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно настроить и отрегулировать ГБО на карбюраторном двигателе

Как правильно настроить и отрегулировать ГБО на карбюраторном двигателе

Регулировка ГБО на карбюраторном двигателе требуется, чтобы автомобиль можно было завести и при подаче газа не наблюдалось отклонения его концентрации в горючей смеси. Есть более современное газовое оборудование для машин, но установки 1 и 2 поколения популярны среди автовладельцев. В этих модификациях есть газовый редуктор. Он понижает давление газа, испаряя его и подавая в мотор в парообразном виде. Регулировка газового редуктора нужна, чтобы в смеси была верная концентрация топлива. Есть 2 типа этого узла – электронный и вакуумный, каждый из которых нужно настроить правильно.

Как этого добится?

Существуют два варианта:

1. Настраивать имея только кабель для регулировки ГБО по изменению времени впрыска. Если Вам приходится использовать этот вариант, то проще воспользоваться старыми версиями программ, где есть грубая настройка ГБО по нагрузке.

2. Настраивать при помощи диагностического сканера по топливной коррекции. Если у Вас есть диагностический сканер или адаптер, то удобно будет настраивать любой программой.

Нагрузка на двигатель

Уточню, что является нагрузкой на двигатель. Для многих повышение нагрузки это повышение оборотов. Это в корне не верно. Если вы на нейтральной передачи нажмете газ в пол, обороты взлетят до предела, но нагрузка будет самая низкая. Нагрузка пропорциональна времени впрыска, а следовательно разряжению в коллекторе (для сжигания большого количества топлива требуется больше воздуха, поэтому разряжение в коллекторе пропорционально нагрузке).

Автокалибровка

Любимый раздел настроек большинства установщиков. В принципе с этого всегда нужно начинать. Автокалибровка это довольно простое действие, блок управления запоминает время впрыска бензина. Переходит на газ. И подстраивает коэффициенты топливной карты, чтобы на газе повторить время впрыска бензина.

Только вот есть одно большое НО. Меняется вся карта по данным одной ячейки. То есть например OMVL меняет всю карту коэффициентов по клетке минимальной нагрузки при 3000 оборотах. LOVATO меняет всю карту по холостому ходу. Это необходимо, чтобы автомобиль смог поехать для настройки в движении. Ни о какой 100% настройки всех оборотов и всей нагрузке тут речи не идет.

Грубая настройка по нагрузке (по времени впрыска)

Регулировка ГБО по нагрузке подразумевает изменение ячеек не по оборотам, а по времени впрыска. То есть запоминаете время впрыска бензина в определенный момент движения (например 3 мс), переключаетесь на газ. Смотрите как меняется время впрыска бензина (условия движения и усилие на педаль газа не менять). Сравниваете с показаниями на бензине. Например получилось 4 мс, а было 3 мс. Значит произошло увеличение впрыска на 33%. Если время впрыска бензина при работе на газе увеличилось, это значит смесь беднее чем нужно. И беднее она на 33%. Теперь всю строку 3 мс изменяем на +33 единицы и так далее по всей нагрузке.

Компании производители ГБО до, примерно, середины прошлого года, в своих программах закрывали карту коэффициентов и оставляли в свободном доступе лишь грубую настройку по нагрузке. Грубая регулировка по нагрузке выглядела ввиде 8 клеток, куда вводились коэффициенты. Эти коэффициенты накладывались на топливную карту. Первый столбец из 4 клеток отвечал за холостой ход. Первая клетка меняла столбец карты 1000 оборотов от 2 мс до 3 мс; 2 клетка меняла от 3.5 мс до 6 мс и так далее. Клетки второго столбца грубой регулировки меняли карту во всех столбцах кроме 1000 оборотов. То есть все кроме холостого хода.

Для наглядности я сделал скриншоты старой версии программы.

Карта коэффициентов программы OMVL. Я специально изменил все значения на 100.

Карта коэффициентов ГБО 4 поколения OMVL

Клетки настройки по нагрузке, их не стало с 6 версией.

Вводим поправочные коээфициенты в грубую настройку.

Смотрим, что стало с картой коэффициентов.

Карта коэффициентов гбо 4 поколения OMVL

Это хорошо показывается как работает настройка по нагрузке. При регулировке по времени впрыска проще будет использовать именно старую версию программ (5.0.5 или 5.0.8).

Использование разряжения в коллекторе

Рассмотренные раннее способ настройки не удобен при настройке в движении. Очень сложно держать ногу в одном положении и найти дорогу с идеально ровным покрытием тоже не всегда возможно. Удобнее было записывать данные и анализировать их уже отключившись от автомобиля. Сначала записываем езду на бензине, потом на газе. Сравниваем время впрыска. Но тут возникает сложность. Как сравнить время впрыска в разных режимах работы? Для этого нужно синхронизировать данные при езде на бензине с данными при езде на газе по показаниям MAP сенсора.

MAP сенсор показывает разряжение в коллекторе. Его показания меняются от изменения нагрузки, но не изменяются если неправильно подобрать коэффициент в программе настройки ГБО. Например при работе на бензине на холостом ходу у Вас время впрыска 3 мс, разряжение 0.3 атмосферы. Переходите на газ, время впрыска становится 4 мс, но показания MAP сенсора не меняются и остаются 0.3 атмосферы.

Читайте так же:
Установка сигнализацию на калину 2 норм

Для использования этого принципа нужно воспользоваться вкладкой регистрации сигналов в программе настройки (пункт 6.1 Acquisitions (Регистрация сигналов)).

  1. Сначала нужно поездить на бензине километров 100, чтобы топливная коррекция пришла в норму.
  2. Записать данные при езде на бензине, сохранить их.
  3. Выписать чему равно разряжение в коллекторе при времени впрыска используемом в программе ГБО (2, 2.5, 3, 3.5, 4.5 мс и тд).
  4. Записать данные при езде на газе, сохранить их.
  5. В газовых данных смотреть на показания MAP и по ним определять на сколько ушло время бензинового впрыска.

Например нужно настроить строку 3 мс, смотрите сколько MAP равен при 3 мс при езде на бензине, например 0.3. Смотрите сколько время бензинового впрыска при езде на газе при MAP 0.3, например 4 мс. Значит в строке 3 мс смесь бедная на 33%, прибавляем 33 единицы.

Данный принцип замечательно реализован в ГБО Digitronik. Программа собирает данные, и строит график работы на бензине и на газе. Сразу становится видно где прибавить, где отнять. В простеньких блоках можно посмотреть кривые только по нагрузке — карта 2D. В блоках серьезнее Вы видите карту 3D, в ней видно изменении впрыска относительно нагрузки и оборотов. Из-за этой функции я всем рекомендую использовать блоки управления Digitronik. Для их настройки хватит только кабеля для ГБО.

Для удобства обработки записанных данных можно использовать табличный процессор — Excel либо Calc (OpenOffice). Как это сделать я расскажу в другом материале.

Настройка с использованием диагностического сканера.

Наиболее правильным вариантом является регулировка ГБО 4 поколения с помощью диагностического сканера. Диагностические сканеры показывают топливную коррекцию ЭБУ автомобиля (FuelTrim). Топливная коррекции отображает отклонение впрыска от нормы в процентах. Опять же скорее всего используются показания MAP и MAF сенсоров и таблица эталонных значений времени впрыска при определенных показаниях этих датчиков. Когда время впрыска отходят от эталонных, коррекция смещается от 0. Например все тот же пример с 3мс при работе на бензине и 4 мс при работе на газе. Коррекция при этом будет 33%.

Суть настройки по диагностическому сканеру сводится в подборе коэффициентов карты таким образом, чтобы при любых нагрузках и оборотах коррекция не выходила за рамки +-5%. Сначала я рекомендовал бы настроить карту только по нагрузке, а потом посмотреть нет ли разности по оборотам. Обычно достаточно настройки только по нагрузке.

Удобство использования сканера в том, что Вам не нужно вычислять в уме отклонения. Это очень помогает при настройке в реальном времени. Вы во время движения видите карту коэффициентов и показания топливной коррекции. Мгновенно вносите правильный коэффициент и смотрите за реакцией автомобиля. Если Вы используете не полноценный сканер, а OBD адаптер с ноутбуком, то данные так же можно записать и обработать позже. Опять же привязавшись к MAP сенсору.

Обработка данных диагностической программы в табличном процессоре, на примере Digimoto 5 версии я опишу в будущем.

Как работает ГБО 2

Сжиженный пропан-бутан проходит через мультиклапан по расходной магистрали. Как только водитель переключит кнопку на газовое горючее, электрический клапан откроет путь к редуктору-испарителю. Газовое топливо через дозатор и смеситель направится в двс.

Разница с принципом работы ГБО 1 в том, что кнопкой выбора топлива, которая оснащена электроникой, производится пуск автомобиля на газе без дополнительных действий со стороны водителя.

Если двигатель не запустится в течение какого-то времени, электроника закроет подачу газа на редуктор. Светодиоды-индикаторы на пульте переключения топлива ГБО об этом просигнализируют. Фактически произойдёт обесточивание газового электроклапана. Для следующего запуска автомобиля следует переключить газовое топливо на бензин, либо выключить зажигание, и вновь включить.

Пульт переключателя вида топлива позволяет нажатием кнопки перейти автомобилю на газ с бензина автоматически при достижении определённого количества оборотов. Это правило действует при установке гбо 2 поколения на инжектор.

Во втором поколении газобаллонного оборудования кнопки, ответственные за переход с бензина на газ, отличаются у инжекторных и карбюраторных систем. При эксплуатации автомобиля на газовом горючем, кнопке-переключателю находят применение при контроле за работой двигателя. Работа оборудования на газовой смеси основана на подаче импульсов, которые создаёт система зажигания.

Период времени, когда откроется газовый клапан при запуске двигателя, либо пока не наберётся нужная частота оборотов, при которых произойдёт переход на газ, выставляют на пульте переключения топлива.

При температуре ниже 10 градусов тепла, перед тем как двигатель начнёт работать на газовом горючем, следует прогреть мотор на бензине в штатном режиме.

Переход на газ осуществляют при достижении температуры охлаждающей жидкости около 40 градусов выше нуля. Итальянское ГБО Ловато 2 поколения адаптировано к российскому климату, оборудовано защитой от влажности и механических повреждений.

Читайте так же:
Регулировка натяжения ремня генератора приора с кондиционером

Пересаживаем инжектор с бензина на газ

Особенности ГБО разных поколений.

Комплект польского ГБО КМЕ Заправочный вентиль нежелательно врезать в задний бампер в наиболее загрязняемом месте. Наличие у установщиков подробных технологических карт – одна из гарантий правильного монтажа ГБО. Газовые форсунки (1), (2) не монтируются непосредственно во впускной коллектор. Они соединяются с помощью шлангов со штуцерами (3), которые, собственно, и врезают в коллектор. При установке тороидального баллона более удобен электронный индикатор уровня газа, так как механический будет прикрыт ковриком. Если ГБО четвертого поколения нельзя адаптировать под конкретное авто, можно установить аналогичное оборудование другого производителя или более дешевое, но менее экономичное третьего поколения. Конструкция ГБО четвертого поколения: 1 – ЭБУ; 2 – переключатель вида топлива с индикацией уровня газа; 3 – газовые форсунки; 4 – редуктор-испаритель; 5 – газовый клапан с фильтром; 6 – баллон с мультиклапаном; 7 – впускной коллектор; 8 – газоподающие штуцеры. ГБО с одним фильтром газа желательно вооружить дополнительным фильтром, который увеличит ресурс редуктора и форсунок.

Надеяться на то, что бензин подешевеет, не стоит, поэтому установка газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобиль по-прежнему остается одним из способов снизить большие затраты на топливо. Мы проанализировали ситуацию на рынке ГБО и на собственном опыте изучили преимущества и недостатки эксплуатации инжекторных машин на этом виде горючего.

В качестве подопытных взяли автомобили Daewoo Sens и Lada 21099. На первый установили оборудование третьего поколения (Bigas, Италия), а на второй – четвертого: сначала Bigas, а затем KME Diego (Польша). Система третьего поколения, использованная в Sens, – механическая (на машины с лямбда-зондом устанавливают электронно-механические) и подает газ во впускной коллектор через смеситель, основываясь на величине разрежения в этой части системы питания. В оборудовании четвертого поколения (SGI – Seqential Gas Injection) присутствует электроника – газ во впускной коллектор впрыскивают форсунки по команде электронного блока управления этой системой. Базой для формирования импульса на подачу газа являются импульсы на впрыск бензина, которые электроника ГБО «перехватывает», блокируя их подачу на бензиновые форсунки.

Наш опыт

Сразу же после установки и нескольких регулировок газобаллонной системы третьего поколения (2871 грн.) Sens вышел на обычный режим эксплуатации. Максимальная скорость на газе оказалась на 15 – 20 км/ч меньше, чем на бензине марки А-95. Более высокий расход газа (9 – 11 л вместо 7-8 л бензина на 100 км) и всего 33 – 36 литров газа в баллоне существенно снизили запас хода на этом виде топлива (около 300 км против 500 км на бензине), что ограничивает пробег и заставляет чаще искать газовые заправки.

Хозяину «девяносто девятой» пришлось намного сложнее. Итальянское ГБО Bigas за 6270 грн. не смогло справиться с провалами оборотов двигателя ВАЗ (российская инжекторная система питания с ЭБУ «Январь-5.1»). Поэтому в некоторых режимах – на холостом ходу и при сбрасывании оборотов – мотор замолкал. Многократные регулировки ГБО, легкий чип-тюнинг (увеличение угла опережения зажигания на 5° в программе ЭБУ) и тщательная диагностика системы питания Lada ни к чему не привели. Поэтому было решено установить польскую систему KME Diego (новое название – AKME) за 5750 грн. После ее монтажа все проблемы закончились, и без «ручной» настройки средний расход газа составил около 9 л на 100 км (на трассе и в городе). «Перепрошивка» ЭБУ двигателя Lada позволила вернуть машине бензиновую «резвость», а «ручная» настройка электроники с помощью диагностического прибора со специальным программным обеспечением снизила расход топлива до 7,0-7,5 л на трассе и 8,0-8,5 л в городе. После столь долгих настроек, на которые ушло два месяца, автомобиль стал устраивать владельца по всем параметрам. Полученные характеристики позволяют сделать вывод, что при установке более дорогого ГБО четвертого поколения хозяин машины в конечном итоге выигрывает больше, чем при использовании более дешевой системы третьего поколения.

Мощность и экономичность

Главный вопрос, который интересует автовладельца, пожелавшего установить ГБО: сколько он будет экономить и насколько ухудшатся мощностные показатели автомобиля? По утверждению авторитетных специалистов, у двигателей с впрысковыми газовыми системами можно добиться такого же расхода топлива и мощности, как у бензиновых. В системах третьего поколения расход газа увеличится на 10 – 25%, а потеря мощности будет ощущаться только при полной загрузке автомобиля и на скоростях выше 100 – 120 км/ч. В обоих случаях расход газа сильно зависит от регулировки ГБО, а также от того, изменен ли угол опережения зажигания.

Тонкости выбора

При выборе типа и марки оборудования следует обращать внимание на целый ряд моментов. Очень часто репутация того или иного производителя ГБО страдает из-за безграмотной установки и отсутствия опыта настройки оборудования. Следует контролировать и размещение узлов, чтобы не был перекрыт доступ к каким-либо датчикам двигателя. Такие проблемы полностью исключаются, если ГБО устанавливается согласно технологической карте на автомобиль конкретной марки и модели, но ее предлагают немногие производители оборудования. Существуют также универсальные техкарты установки ГБО для всех авто, но монтировать оборудование, руководствуясь ими, должны квалифицированные специалисты.

При выборе установщиков ГБО четвертого поколения очень важно учесть их стаж работы в этой области. Дело в том, что данная техника требует подключения к сложной электронике инжекторных машин и настройке с помощью компьютера со специальным программным обеспечением.

Некоторые крупные украинские поставщики ГБО обучают своих новых клиентов установке систем впрыска газа только после того, как они не менее полугода проработают с газотопливными системами третьего поколения. Технический директор компании «Мрия Импекс» Михаил Яковенко считает, что только получив опыт работы с более простым оборудованием, специалисты-газовщики могут обучаться монтажу более сложного оснащения.

Читайте так же:
Автомобильные газовые системы установка

Если мастера не в силах настроить установленное ими ГБО, следует обратиться к другим специалистам в этой области. Данный сегмент услуг в автосервисе очень молодой, поэтому настоящих профессионалов в нем пока мало.

Следует также уточнять, сколько времени уйдет на настройку – для разных систем оно разное. Например, ГБО Tartarini имеет функцию полной настройки при работе двигателя на холостом ходу. В других системах это осуществляется частично самим ГБО, частично с помощью спецоборудования в процессе ходовых испытаний. Нужно быть готовым к тому, что машину придется несколько раз оставлять у установщиков для наладки системы под ваши требования.

В двухтопливных системах питания электроника переключается с бензина на газ автоматически на основании температуры охлаждающей жидкости и оборотов двигателя. Момент переключения во многих ГБО можно установить с помощью диагностического оборудования. Делать это нужно с умом. Например, многие хотят, чтобы машина быстрее переходила на газ, и занижают момент переключения с 35 – 50°С до 20 – 25°С. Для лета это допустимо, а зимой из-за поступления к форсункам переохлажденного газа могут возникнуть перебои в работе мотора, перерасход голубого топлива и т. д.

При эксплуатации машины на отечественном пропан-бутане желательно наличие в системе питания не только одного штатного фильтра газа (бывают и два), но и дополнительного. Это более эффективно защитит редуктор и форсунки от загрязнения мусором из старых цистерн.

При монтаже ГБО четвертого поколения, как правило, устанавливают тороидальный балон в нишу запасного колеса. От механического указателя уровня газа при этом нет пользы – его закрывает коврик багажника. Остаточный пробег в таком случае нужно вычислять по одометру, обнуляя его при каждой заправке. В процессе эксплуатации гораздо удобнее индикатор количества газа в салоне. Поэтому целесообразнее установить в баллон современный мультиклапан, оснащенный более точным механизмом измерения уровня топлива, а также электроклапаном. Последний перекрывает подачу газа в магистраль при выключении зажигания.

При установке оборудования не в своем городе следует поинтересоваться наличием дилерской сети для продукции предлагаемой вам марки. Если ее нет, то при эксплуатации машины в другой местности могут возникнуть проблемы в случае необходимости ремонта оборудования. Из этого следует, что лучше всего приобретать ГБО как можно ближе к району эксплуатации машины.

При переводе инжекторного двигателя для работы на сжиженном или сжатом газе для максимального сохранения мощностных и экономических характеристик желательно перепрограммировать ЭБУ мотора. Зачем? Газ имеет более высокое октановое число – выше 100 ед., сгорает медленнее, и чтобы до открытия выпускного клапана он успел полностью сгореть, необходимо увеличить время горения, изменив угол опережения зажигания. Кроме того, при работе на газе отпадает необходимость в лямбда-зонде. Он не нужен из-за того, что состав отработавших газов изменяется. Форсунки при установке ГБО четвертого поколения на программном уровне не отключают, поскольку импульсы на их открытие идут в «мозг» оборудования для пропорционального перерасчета сигналов на открытие газовых форсунок.

К сожалению, пока нам не удалось найти ни одного установщика ГБО, который одновременно занимался бы и чип-тюнингом «родной» электроники машин своих клиентов. Но конкуренция в этом сегменте автосервиса растет, и некоторые «газовщики» уже начали подумывать о том, чтобы дополнить перечень своих услуг и такой позицией. А пока автовладельцам приходится самостоятельно искать тех, кто занимается чип-тюнингом под ГБО. Пока данная услуга в основном предлагается для российских машин, поскольку их мощностные и экономические параметры при установке ГБО изменяются более ощутимо.

Валерий Заворотний. Директор фирмы «АвтоТюнингГруппа»Валерий Заворотний
Директор фирмы «АвтоТюнингГруппа»

Раньше мы не занимались чип-тюнингом под установку ГБО, однако создать или модернизировать программу управления двигателями иномарок для работы на газе вполне возможно. Это тот же чип-тюнинг. Мы уже давно предлагаем многорежимные прошивки – например, трехрежимную с оригинальной, мощностной и «гоночной» программами. Система состоит из комплекта программ (цена от 130 у. е. до 600 у. е. в зависимости от года изготовления автомобиля) и специальной платы, которая устанавливается в блок управления двигателем и переключается специальным пультом.

Желающим установить ГБО, помимо его стоимости, следует учесть еще несколько статей расходов: стоимость внесения в техпаспорт автомобиля записи об оборудовании (замена техпаспорта + экспертиза = 216 грн.), дополнительные расходы на обслуживание (в зависимости от расценок установщика от 50 до 350 грн. каждые 10 тыс. км). Не стоит забывать, что бензин в бак все-таки придется заливать – инжекторный двигатель заводится только на нем. Особенно повышается расход этого топлива зимой, когда нужно долго прогревать мотор.

Чтобы потери мощности были минимальными, придется раскошелиться на чип-тюнинг.

Читайте так же:
Регулировка газового редуктора 2 поколения atiker

Как уменьшить расход газа на автомобиле ГБО?

Выбирая газобаллонное оборудование (ГБО) для автомобиля следует отдавать предпочтение установкам последнего поколения, отвечающим современным требованиям в области безопасности и надёжности.

Как уменьшить расход газа на автомобиле ГБО?

Оборудование последнего поколения отличается оптимальным соотношением цены и качества. При грамотной установке и последующем регулярном обслуживании ГБО прослужит на протяжении длительного периода времени.

Не рекомендуется устанавливать оборудование кустарного производства или неисправное. Личная безопасность должна находиться на первом месте.

Зачастую неправильная установка ГБО приводит к увеличению расхода газа автомобилем. Повышенный расход газа является индикатором неисправности отдельного узла оборудования.

Уменьшаем расход газа на ГБО:

  1. Выставление оптимального давления в редукторе. Настройка выполняется через электронный блок управления.
  2. Исключение промерзания редуктора. Выставляется оптимальный уровень температуры для обогрева.
  3. Правильная установка форсунок. Рекомендуется использовать специальные скоростные форсунки последнего поколения.
  4. Оптимальный диаметр жиклёров. Большой диаметр приводит к увеличению расхода газа.
  5. Работоспособный лямба-зонд.
  6. Своевременная замена воздушного фильтра.
  7. Установка вариатора опережения зажигания. Вариатор контролирует максимальное сжигание газа для обеспечения высокого КПД.
  8. Монтаж ГБО последнего поколения. Новое оборудование на 10-20% экономичнее предыдущих версий.

Особенности эксплуатации ГБО 4-ого поколения

Оборудование позволяет осуществлять комбинированное питание двигателя бензином и газом. Переключение из одного режима питания в другой может производиться из кабины ручным способом, а также автоматически. Маленькая панель управления содержит светодиодный указатель уровня газа и переключатель топлива. Обычное расположение панели управления – под рулевой колонкой слева возле регулятора направления фар.

Индикатор газа содержит четыре зелёных светодиода и один красный, расположенных в один ряд. Загорание одного зелёного светодиода означает наличие 10 литров газа. Обычно этого запаса хватает на 100-120 км пробега. Загорание красного светодиода сигнализирует о наличии аварийного остатка топлива, которого может хватить на 50-80 км пробега. Оно предупреждает о необходимости заправки газа на газозаправочной станции.

Отдельный красный светодиод, расположенный в верхнем углу пульта и работающий в мигающем режиме, сигнализирует о том, что двигатель работает пока на бензине, но система готовится к переключению на газовое топливо. Это происходит при каждом запуске двигателя до того момента, пока он не наберёт нормальной температуры и хорошо не прогреется.

кнопка переключения и количество газа

Кнопка переключения режима питания двигателя и индикаторы количества газа

Так как двигатель имеет как бензиновую, так и газовую систему питания, то такое дублирование в 2 раза повышает надёжность его работы. Кроме того, значительно повышается длительность пробега на одной заправке бензиновым и газовым топливом. Это выгодно в дальних поездках по малонаселённым местностям, где сеть заправок редкая и некачественная. Добавляет также возможность повысить защиту от угона автомобиля легко снимаемый и устанавливаемый коммутатор, удаление которого блокирует подачу бензина и газа на инжекторы.

Особенно выгодно ГБО 4-ого поколения для владельцев авто, двигатели которых оборудованы дорогостоящей системой впрыска топлива с катализатором для очистки выхлопных газов. Оно не только даёт значительную экономию дорогого высокооктанового топлива АИ-98, но экономит при этом ресурс каталитического нейтрализатора.
Это оборудование предназначено для автомобилей, отвечающих экологическим требованиям Евро-3 и более. Оно обладает системой импульсного впрыска газовоздушной смеси, которая работает под контролем отдельного блока управления, сопряжённого с микропроцессором. Блок управления обрабатывает команды микропроцессора и вырабатывает управляющие сигналы, открывающие электромагнитные форсунки впрыска газа и блокирующие форсунки подачи бензиновой смеси.

Концентрация подаваемой топливной смеси контролируется системой датчиков, которые определяют:

  1. давление газа;
  2. температуру редуктора;
  3. температуру газа.

Если давление подаваемого газа становится ниже порогового значения, то электронный блок автоматически отключает газовые форсунки и открывает бензиновые форсунки, переводя двигатель на бензиновое питание.

Как работает автомобиль на газе?

После заправки газового баллона, газ в нем находится в сжиженном состояния. После открытия мультиклапана, жидкий газ поступает в магистраль, где проходит через фильтр и очищается. Тут же происходит выбор режима. Одним из явных преимуществ двс и двигателей Дизеля является возможность беспроблемно запускать их на газе.

И газ совсем не изнашивает двигатель, наоборот, ему куда легче работать. Масло не вымывается со стенок цилиндров, из-за высокого октанового числа не происходит детонация и так далее. Автомобили с газовыми установками спокойно проезжают по полмиллиона километров. Но это только в случае, если оборудование было куплено у производителя и установлено специалистом, иначе все, конечно, может и сломаться.

В случае работы на бензине магистраль высокого давления перекрывается. Переключатель режимов устанавливается в салон автомобиля, обычно на приборную панель. Система снабжена индикацией режима. Переключение возможно без остановки автомобиля.

Переключатель режимов газ-бензин Т-100

Переключатель режимов газ-бензин устанавливается в салон автомобиля

Если клапан открыт, газ попадает в редуктор-испаритель, где он, наконец, возвращается к атмосферному давлению и становится газом. В процессе превращения обратно в газовое состояние бутан или пропан сильно охлаждает эту часть системы, поэтому она подключена к системе охлаждения и постоянно подогревается чтобы избежать перемерзания. Здесь же и образуется конденсат, от которого необходимо избавляться каждую вторую заправку. Это является одним из недостатков езды на газе. Далее газ попадает в дозатор и затем в смеситель, прямо внутрь карбюратора, между его заслонками. Иногда эта часть системы выполняется как врезка прямо в карбюратор.

Читайте так же:
Ручной тормоз газ 3307 регулировка

Установка и настройка

Установка газобаллонного оборудования производится следующим образом.

Сначала устанавливается баллон. Его форма и габариты подбираются исходя из размеров багажника автомобиля или другого места. Баллон не рекомендуется устанавливать в салон, поскольку тогда в автомобиле будет пахнуть газом, поэтому его установка производится вне салона автомобиля. Баллон устанавливается в определенном положении: у него есть верх и низ.

Газовый баллон, установленный в багажнике

Форма и габариты газового баллона подбираются исходя из размеров багажника

Далее производится установка магистрали высокого давления и установка редуктора, которые устанавливаются в подкапотное пространство. К редуктору подключаются патрубки системы охлаждения, один отсоединяется от печки и идет к редуктору, с редуктора второй возвращается на место того, который взяли с печки. Редуктор стоит установить как можно ближе к карбюратору, это позволит несколько облегчить последующий монтаж. Редуктор располагается по отношению к газовой магистрали высокого давления строго продольно. Это позволяет избежать негативных явлений на диафрагму регулятора. Для подключения его к печке можно использовать тройник. По высоте редуктор лучше расположить ниже верхнего патрубка печки, что обеспечит лучшую циркуляцию.

Клапан для бензина устанавливается с левой стороны моторного отсека, прямо в шланг от бензонасоса к карбюратору. Газовый клапан монтируется с противоположной стороны. Это требование безопасности – при лобовом столкновении сохранится маленькая вероятность повреждения клапанов.

Если в монтаже использовалась медная трубка, она должна быть развальцована, иначе добиться герметичности соединений просто невозможно.

Гибкий пластиковый трубопровод черного цвета

Гибкий пластиковый трубопровод надежнее и проще в монтаже

Лучше использовать гибкий пластиковый трубопровод, он проще в монтаже, надежнее, крепче и не окисляется со временем.

Далее устанавливается регулятор. От регулятора монтируются трубки. Через них смеситель устанавливается прямо в карбюратор. Смеситель монтируется обычно под карбюратором.

После окончания монтажа обязательно необходимо убедиться в исправности основных узлов автомобиля, провести проверку соединений и герметичности всех элементов системы.

Настройка системы происходит вручную. Настройка оборотов холостого хода происходит с помощью регулировочного винта на редукторе. Настройка качества смеси производится с помощью регулировочного винта на дозаторе. Редуктор может быть вакуумным или электронным. В первом случае за его работу отвечает диафрагма, которая запирает подачу газа при выключенном двигателе. Электронный определяет момент подачи газа по наличию искры.

Перед началом процедуры необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры и настроить холостой ход где-то на тысячу оборотов в минуту. После этого происходит переключение на газ. После того как остаток бензина был сожжен, винтом дозатор устанавливается на максимальную подачу.

Комплектация газобаллонной системы, установленной в машину

После установки ГБО необходимо убедиться в исправности всех основных узлов автомобиля

Далее регулировочным винтом дозатор после отворачивается на пять оборотов. Болт регулировки чувствительности устанавливается в среднее положении.

Для регулировки холостого хода необходимо активировать подсос и установить обороты в районе двух тысяч. После этого подсос немного убирается и регулировочным винтом холостого хода устанавливаются максимальные обороты. Операция производится несколько раз, до тех пор, пока подсос полностью не уберется и двигатель не будет работать стабильно. Для газа нормальные показатели составляют примерно тысячу оборотов в минуту.

Для настройки редуктора необходимо найти положения регулировочного болта чувствительности, при котором он не будет оказывать влияния на холостые обороты, затем он закручивается на 1 оборот. При этом двигатель должен обрести нормальную реакцию на «педаль в пол».

Дозатор газобаллонного оборудования настраивается следующим образом: с помощью груза или товарища, нажатием на педаль акселератора устанавливаются обороты в районе трех тысяч. Далее работая винтом дозатора, производится поиск положения, при котором обороты будут меняться. Затем болт отвинчивается на 75 процентов от одного оборота.

Дозатор газа с двумя регулировочными винтами

Дозатор газобаллонного оборудования

Давление системы должно составлять около 0,4 килограмм-силы на квадратный сантиметр. После достижения этого значения снова регулируются холостые обороты и редуктор.

При единичном воздействии на акселератор «в пол» закручивается болт чувствительности на 25 процентов от одного оборота. Действие повторяется пока обороты не упадут. Когда цель достигнута, болт отворачивается наполовину обратно. На этом регулировка и настройка газобаллонного оборудования закончены. Сделать это можно своими руками.

ГБО 1 поколения может быть установлено и на инжектор. Правда работать эта система будет без обратной связи и придется помучиться с работой компьютера и бензонасоса, без которых инжектор работать не будет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector