ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Автомобили ГАЗ
Автомобили ЗИЛ
Автомобили КАМАЗ
Автомобили МАЗ
Автомобили КРАЗ
Автомобили УРАЛ
Сборочные детали рулевого управления Камаз-65115
Рулевое управление автомобиля Камаз-65115 — с гидроусилителем, встроенным в рулевой механизм, рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки.
Расположение рулевого колеса — левое, рулевой механизм установлен на левом лонжероне рамы автомобиля.
Привод от рулевого колеса к рулевому механизму осуществляется посредством карданного вала со скользящим шлицевым соединением и угловой передачей с коническими зубчатыми шестернями.
На автомобилях Камаз-65115 применяется рулевой механизм Камаз-4310 c передаточным числом рулевого механизма 21,7.
Насос гидроусилителя руля Камаз-65115 — лопастной, производительностью не менее 9,0 л/ мин при 600 мин—1 и давлении 5500 кПа (55 кгс/см2).
Максимальное давление в системе 8500 кПа (85 кгс/ см2). Привод насоса ГУР — шестеренный, от коленчатого вала двигателя.
Радиатор гидроусилителя руля из оребренной алюминиевой трубки, расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя.
На автомобилях Камаз-65115 укомплектованных двигателями 740.30-260, возможна также установка рулевого механизма модели С 500-L 115.002 фирмы RBL (Германия) с передаточным числом рулевого механизма 21,0.
Рулевой механизм Камаз-65115 модели С 500-L 115.002 RBL имеет клапан с поворотным золотником, который состоит из работающего в червяке на игольчатом подшипнике поворотного золотника с 6-ю дозирующими канавками по окружности и расположенной в картере рулевого механизма головки червяка, так же снабженной 6-ю дозирующими канавками.
Червяк и золотник засверлены и заштифтованы заодно с торсионом, который удерживает дозировочный клапан в нейтральном положении, что соответствует прямолинейному движению, до тех пор, пока к рулевому колесу не будет приложено встречное усилие.
Если с рулевого колеса или управляемых колес на червяк будет передан крутящий момент, торсион деформируется, и поворотный золотник поворачивается относительно головки червяка, тем самым дозировочный клапан оказывается в рабочем положении.
Находящееся у дозировочного клапана масло попадает через открытые теперь дозировочные канавки в одну из двух полостей рабочего цилиндра и усиливает движение поворота за счет давления на поверхность поршня.
Рулевой механизм Камаз-65115 модели С500-L 115.002 снабжен гидравлическим ограничителем поворота. Это устройство предотвращает поломку рулевых тяг, так как при конечном положении поршня регулировочный винт упирается в ограничительный клапан, который пропускает масло на слив.
Гидравлическое усилие при этом существенно снижается, и рулевое колесо можно повернуть до упора только с дополнительной затратой сил.
Цилиндрическое прямозубое зацепление поршня и вала сошки имеет высокую чистоту поверхности, поэтому износ обоих зубчатых зацеплений чрезвычайно мал, что позволяет свести уход за рулевым механизмом до минимума.
Зубчатое зацепление вала сошки в своем среднем положении не имеет никакого зазора.
Насос ГУР Камаз-65115 приводимый от двигателя, всасывает гидравлическое масло из бачка создает необходимое давление в системе, которое нужно для снижения усилия на ободе рулевого колеса при повороте.
Гидравлическая цепь замкнута и соединяется гидравлическими шлангами высокого давления. В бачке гидравлическое масло фильтруется. Поршень, находящийся под гидравлической нагрузкой, гасит вибрацию, которая передается от колес на рулевой механизм.
В поршне рулевого механизма Камаз-65115 модели С 500-L 115.002 RBL размешены два клапана , которые препятствуют тому, чтобы при максимальном повороте колеса возникал ненужная высокая нагрузка на детали рулевого управления.
Эти клапаны можно настроить извне при помощи штифтов ограничителя давления в системе гидроусилителя рулевого привода таким образом, чтобы снизить гидравлическое давление при максимальном повороте и, таким образом, защитить детали от перегрузки.
Если лопнет шина колеса передней оси, то механизм управления тотчас сработает, и будет противодействовать силе, возникшей из-за разрыва шины. Таким образом, водитель может держать автомобиль под контролем. Необходимое обратное усилие на рулевом колесе невелико.
Если гидравлическая система механизма рулевого управления Камаз-65115 по какой-либо причине вышла из строя или остановится двигатель, автомобилем можно управлять и дальше, как с механической системой управления, правда с большим усилием.
Усилие, которое водитель оказывает на рулевое колесо, передается через вал рулевого управления на расположенные в поршне циркулирующие шарниры, они и создают продольное движение поршню.
Благодаря зубчатому зацеплению поршня и вала сошки рулевого управления возникает
вращательное движение сошки.
Шиберный клапан в верхней части рулевого механизма С 500-L 115.002 RBL дозирует и автоматически распределяет на обе стороны поршня давление гидравлического масла, необходимое для снижения усилия на ободе рулевого колеса при повороте.
Ротор этого клапана снабжен упорами для левого и правого вращения, благодаря чему при отказе гидравлической системы рулевого управления или при остановке двигателя можно управлять без гидравлической поддержки.
Группа входной вал/вал рулевого управления включает в себя две гидравлические части: ротор клапана и статор клапана в качестве вала рулевого управления.
Обе части соединены друг с другом при помощи упругого вращающегося стержня. Он создает относительное вращательное движение, требуемое для выполнения функции клапана, и создает чувство непосредственной связи с дорогой.
Осевые пазы равномерно распределенные над ротором, обуславливают вместе с расположенными напротив пазами вала рулевого управления увеличенный или уменьшенный поток масла, который в зависимости от направления вращения ротора клапана направляется через кольцевые пазы в клапанном корпусе в соответствующую нагнетательную полость картера рулевого механизма и создает гидравлическую поддержку поршню при его движении.
В нейтральном центральном положении клапана гидравлическая жидкость, поступающая от насоса ГУР Камаз-65115, течет назад прямо в емкость, так как впускные пазы совпадают с отверстиями слива в роторе.
Если водитель приложит дополнительное усилие для поворота рулевого колеса, то это дополнительное усилие приведет к вращению шибера в гнезде руля и прервет поток масла к бачку.
Одновременно откроются каналы, ведущее в левую или правую нагнетательные полости и, таким образом, гидравлическое давление, созданное насосом, воздействует на рабочую поверхность поршня и продвинет его в осевом направлении.
Масло, вытекшее во время хода поршня, потечет через открытые пазы механизма рулевого управления Камаз-65115 модели С 500-L 115.002 RBL на противоположную сторону и дальше через соединительные отверстия к сливному трубопровод) в бачок.
Вращательное движение рулевого колеса при работающем двигателе будет передаваться через вращающийся стержень, или при отказе в создании давления, через механические упоры прямо на вал рулевого управления.
Насос гидроусилителя руля ГУР Камаз-65115 модели Р1617 RBL — лопастной, производительностью не менее 9,0 л / мин при 600 мин-1 и давлении 7000 кПа (70 кгс/см2).
Максимальное давление в системе составляет 15000 кПа (150 кгс/ см2). Привод насоса — шестеренный, от коленчатого вала двигателя.
Бачок насоса ГУР снабжен бумажным фильтром и указателем уровня масла, установлен на двигателе на дополнительном кронштейне.
Смену бумажного фильтра необходимо производить по мере загрязнения, не реже, чем через каждые 100 тыс. км пробега.
Удаление воздуха из гидросистемы рулевого управления Камаз-65115 проводите при отсоединенной продольной тяге от сошки в таком порядке (для рулевого механизма Камаз-4310):
— снимите крышку бачка насоса;
— снимите защитный колпачок с перепускного клапана (см. рис.24) и наденьте эластичный шланг. Открытый конец шланга поместите в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 л, до половины заполненный маслом;
— отверните на несколько оборотов перепускной клапан рулевого механизма;
— поверните рулевое колесо влево до упора;
— заливайте масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться;
— пустите двигатель и при работе с минимальной частотой вращения коленчатого вала доливайте масло в бачок насоса, не допуская снижения его уровня, до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга в сосуде;
— заверните перепускной клапан;
— поверните рулевое колесо вправо до начала увеличения усилия и снова верните его в левое положение, откройте перепускной клапан и проследите за выделением воздуха;
— повторяйте предыдущую операцию до тех пор, пока из шланга не пойдет чистое масло (без пузырьков воздуха). Постоянно следите за уровнем масла в бачке насоса, не допуская его понижения.
Если воздух удалить не удается, то проверьте герметичность соединений гидросистемы и мест стыков деталей, промойте фильтр насоса гидроусилителя Камаз-65115.
Для рулевого механизма модели С500 — L 115.002 поверните рулевое колесо вправо до начала увеличения усилия и снова верните его в левое положение, повторите этот цикл не менее трёх раз.
Затем долейте масло в бачок насоса.
Если воздух из системы рулевого управления Камаз-65115 удалить не удается, то проверьте герметичность соединений гидросистемы и мест стыков деталей, промойте фильтр насоса гидроусилителя.
Уровень масла в бачке насоса гидроусилителя проверяйте при работающем на холостом ходу двигателе, передние колеса автомобиля при этом установите прямо.
Нормальный уровень для рулевого механизма модели Камаз-4310 должен находиться между метками на указателе (см. рис. 22), вмонтированном в заливную горловину бачка; для механизма модели С500-L 115/002— между метками MIN и MAX на корпусе бачка (см. рис. 23).
Проверка уровня масла в бачке производится указателем, вмонтированным в крышку бачка.
Возможные неисправности рулевого управления Камаз-65115, причины и методы их устранения
Неустойчивое движение автомобиля Камаз-65115 (для поддержания заданного направления движения требуется постоянная работа рулевым колесом)
Чрезмерно увеличен свободный ход рулевого колеса — Отрегулируйте свободный ход рулевого колеса
Изношены детали винтовой пары рулевого механизма — Замените комплект шарико-винтовой пары
Ослабла затяжка упорных подшипников винта рулевого механизма — Отрегулируйте затяжку подшипников
Гидроусилитель Камаз-65115 не обеспечивает достаточного усилия или работает неравномерно, с повышенным шумом
Понижен уровень масла в бачке насоса гидроусилителя — Восстановите уровень масла
Наличие воздуха в гидросистеме насоса гидроусилителя — Удалите воздух
Засорен фильтр — Замените фильтр
Стук в рулевом механизме Камаз-65115
Чрезмерно увеличен зазор в зубчатом зацеплении рулевого механизма или не затянуты крепежные детали — Отрегулируйте зазоры, проверьте и затяните крепежные детали (в первую очередь сошки и вилок карданного вала колонки)
Выбрасывание масла через предохранительный клапан бачка насоса гидроусилителя
Засорен фильтр насоса гидроусилителя или чрезмерное количество масла в бачке или наличие воздуха в системе — Замените фильтр, затяните соединения трубопроводов, прокачайте систему
Рис.24. Рулевое управление Камаз-65115 с гидроусилителем / Рис.22. Проверка уровня масла в бачке насоса ГУР рулевого механизма Камаз-4310 / Рис.23. Проверка уровня масла в бачке насоса ГУР рулевого механизма модели Р1617 RBL10
Самое важное, на что стоит точно обращать свое внимание при обслуживании гур Камаза— объем смазки в бачке. Нужно так же не допускать, чтобы количество масла снижалось менее допустимого значения. Кроме того, можно смотреть за состоянием гур Камаза по громкости звуков, которые гидроусилитель производит в работу. Учитывайте, что все посторонние шумы, которые издаются при вращении передних колес и при повороте руля являются сигналом, что вам нужно посмотреть состояние гур.
Остальные нормы по обслуживанию системы гидроусилителя руля могут быть актуальны лишь для его эксплуатации — помните, что не стоит передерживать руль и поворачивать его в крайние положения больше нескольких минут. Это спровоцирует чрезмерный нагрев смазки. Также ни в коем случае не стоит заниматься эксплуатацией автомобиля с неисправным насосом системы гур. Старайтесь беречь систему гур от сильных нагрузок и прочих дорожных случаев, которые легко спровоцируют увеличение уровня давления.
Но не менее полезно знать о смене смеси на новую и ее грамотный выбор. Ее уровень должен находиться у середины бачка — то есть быть между самой меньшей и самой большей отметкой. Часто можно увидеть разметку для разогретого и для остывшего мотора. Точных стандартов и последовательности действий по замене масла никто не знает, однако мировой опыт гласит о том, что смена смеси в гидроусилителя руля Камаза должна проводиться раз в год.
Завод-производитель всегда дает подсказки по обслуживанию и рекомендации по какому-то конкретному масляному продукту для ГУР, но все же смазка может быть не под рукой.
Ко всему прочему в продаже имеется масса жидкостей и множество советчиков. Попробуй разберись…
Основные правила обслуживания гур Камаза
Самое важное, на что стоит точно обращать свое внимание при обслуживании гур Камаза— объем смазки в бачке. Нужно так же не допускать, чтобы количество масла снижалось менее допустимого значения. Кроме того, можно смотреть за состоянием гур Камаза по громкости звуков, которые гидроусилитель производит в работу. Учитывайте, что все посторонние шумы, которые издаются при вращении передних колес и при повороте руля являются сигналом, что вам нужно посмотреть состояние гур.
Остальные нормы по обслуживанию системы гидроусилителя руля могут быть актуальны лишь для его эксплуатации — помните, что не стоит передерживать руль и поворачивать его в крайние положения больше нескольких минут. Это спровоцирует чрезмерный нагрев смазки. Также ни в коем случае не стоит заниматься эксплуатацией автомобиля с неисправным насосом системы гур. Старайтесь беречь систему гур от сильных нагрузок и прочих дорожных случаев, которые легко спровоцируют увеличение уровня давления.
Но не менее полезно знать о смене смеси на новую и ее грамотный выбор. Ее уровень должен находиться у середины бачка — то есть быть между самой меньшей и самой большей отметкой. Часто можно увидеть разметку для разогретого и для остывшего мотора. Точных стандартов и последовательности действий по замене масла никто не знает, однако мировой опыт гласит о том, что смена смеси в гидроусилителя руля Камаза должна проводиться раз в год.
Завод-производитель всегда дает подсказки по обслуживанию и рекомендации по какому-то конкретному масляному продукту для ГУР, но все же смазка может быть не под рукой.
Ко всему прочему в продаже имеется масса жидкостей и множество советчиков. Попробуй разберись…
Характеристика ГУР
- Рулевой механизм – имеет гидроусилитель, установленный в том же картере, что и рулевой механизм. Устройство предусматривает наличие винта с гайкой на вращающихся валах и поршня, который соприкасается с зубчатой частью вала сошки.
- Передаточное число – 20
- Клапан управления – золотниковый, выполнен с предохранительным и перепускным клапанами.
- Насос – роторный механизм с лопастями и шестеренчатым приводом, передаточное число 1,25.
- Привод руля и гидравлического усилителя – карданный вал, соединенный скользящим шлицем, угловая передача оснащена шестеренками конической формы.
- Радиатор – алюминиевая конструкция с оребрением, установленная перед радиатором охлаждающей системы.
- Привод руля – имеет две тяги (поперечного и продольного типов) с шавровыми шарнирами без возможности регулировки.
Общую схему ГУР КамАЗ Вы можете посмотреть на картинке в начале раздела.
Частые проблемы
Как заменить шкворни?
Шкворень — это элемент соединения передней балки автомобиля и поворотного кулака. Заменить шкворень при его неисправности можно своими силами. Главное следовать следующей инструкции:
- Поставьте кабину самосвала в крайнее верхнее положение;
- Поднимите необходимую сторону автомобиля и снимите колесо;
- Демонтируйте колодки и барабан тормоза;
- Снимите гайку, которая удерживает стопорный клин;
- Теперь, с помощью молотка нужного диаметра, выбейте клин. Если не выходит — просверлите его сверлом 8 мм;
- С поворотного кулака снимите пылезащитные крышки;
- Демонтируйте неисправную деталь.
Прокачка ПГУ на Камазе 65115
Чтобы возобновить функцию системы сцепления — необходимо прокачать ПГУ (пневматический гидроусилитель руля). Как это сделать? Инструкция специально для вас:
- Приступайте к выполнению работ вдвоем, так гораздо удобнее;
- Колпак перепускного клапана должен быть очищен от грязи и пыли;
- Наденьте на него обычные резиновый шланг;
- Свободный конец поместите в сосуд с рабочей жидкостью;
- Резко нажмите на педаль сцепления 3-4 раза. Причем после нажатия в 4 раз, не отпускайте педаль;
- Немного ослабьте перепускной клапан.
После этих процедур рабочая жидкость начнет вытекать в емкость. Необходимо повторить данные действия несколько раз, пока не будет стравлен весь воздух из системы. После этого рабочая жидкость заливается обратно.
Какие выбрать шины и сколько они стоят?
Заменить заводскую комплектацию шин можно марками 280 R508, 320 R508. Стоимость варьируется в зависимости от региона и наценки в магазине. По РФ цена скачет от 10 000 до 17 000 рублей за одну шину.
Где находится номер рамы?
Водители часто задают этот вопрос. Отвечаем. Номер рамы можно отыскать на верхней полке правого лонжерона в районе заднего кронштейна передней рессоры.
Где стоит реле дворников?
Еще один популярный вопрос. Схема всех реле представлена на рисунке ниже.
Регулировка сцепления
Регулировка сцепления — важный этап работ, чтобы не допустить неполадки в автомобиле. Регулировать ход муфты необходимо сразу, как только заметили запах гари, либо что диски проскальзывают.
Если диски разведены не полностью, тогда выполнить регулировку будет немного сложнее. Вот несколько дополнительных шагов:
- Выставление хода педали;
- Устранение воздуха из приводных магистралей;
- Проверка уровня жидкости в системе пневматического гидроусилителя.
Если в настройке используется узел Евро, то настроить нужно лишь ход педалей. Другие части сцепления в смазывании, в процессе эксплуатирования авто, не нуждаются. Кроме уровня рабочей жидкости в приводном бачке, ее нужно контролировать.
В чем же суть регулировки? Это верная регулировка зазора меж плоскостью выжимного диска и рычагами. Также регулировка подразумевает регулирование хода педали и муфты. 6-12 миллиметров — оптимальный свободный ход для приводной педали.
На КамАЗе 65115 работы по регулировке своими силами выглядят так:
- Первое, что нужно сделать — найти корончатую гайку пальца и расконтрить шплинт;
- Вращайте палец до тех пор, пока свободный ход не станет приемлемым;
- Подтяните гайку обратно и шплинтом законтрите ее;
- Протестируйте полный ход педали. Если все выполнено верно, то он будет оставаться в пределах 185-195 миллиметров.
Важное уточнение — если узел однодисковый MFZ, то ход педали будет немного короче, 140-150 миллиметров.
Итак, мы рассмотрели несколько основных вопросов и проблем, связанных с эксплуатацией самосвала Камаз 65115. Более полную информацию вы можете найти в мануале, либо на различных специализированных форумах.
Принцип работы
Механизм, поднимающий платформу, гидравлический. Он состоит из коробки для отбора мощности (сокращенно КОМ), насоса масляного, гидрораспределителя, гидроцилиндра, клапана, который ограничивает подъем платформы, пневматического блока, бака масляного с фильтром и целой системы гидро и пневмо проводов.
Чтобы включить гидравлические системы опрокидывающего платформу механизма нужно включить сцепление, затем включить электромагнит «А» на пневмоблоке (смотрите на схему узлов механизма чуть выше), который управляет коробкой для отбора мощности. Воздух, при этом, поступает на пневмоцилиндр 4, включающий КОМ 3. Как только включается сцепление — насос масла начинает работу, из бака 1 масло поступает к гидро распределителю 7, от него идет на слив.
Чтобы поднять платформу нужно включить электромагнит «Б», который управляет секцией гидрораспределителя. Из пневматической системы, воздух поступает к пневматическому цилиндру 6 на гидрораспределителе 7 и смещает в левое крайнее положение его золотник. При этом сливная полость в гидрораспределителе перекрывается, а напорная соединяется с магистралью гидравлического цилиндра 10. При опасном повышении давления внутри напорной магистрали должен сработать предохранительный клапан 11.
Чтобы прекратить подъем платформы необходимо будет отключить электромагнит «Б», который управляет секцией гидравлического распределителя. При этом, полость пневматического цилиндра гидрораспределителя соединится с атмосферой, а пружина возвратит золотник в его нейтральное положение. Перекрывается магистраль гидроцилиндра, и платформа останавливается в её поднятом состоянии. Нагнетательная полость гидравлического цилиндра, при этом, соединяется со сливом, а масло, идущее от работающего насоса, сливается в маслобак.
Чтобы опустить платформу, надо включить электромагнит «В». Тогда воздух из пневматической системы поступает в другую полость пневматического цилиндра гидрораспределителя и смещает его золотник в правое крайнее положение, при этом магистраль гидроцилиндра соединяется со сливом, платформа начинает опускаться. Как только окончится опускание платформы, нужно отключить электромагниты (все без исключения), а рукоятки пневмораспределителя надо установить в его исходное положение. А при отключении КОМ необходимо отключить сцепление снова.
Кувалдой
Замена шкворней на КамАЗ 6520, как и на других моделях, может осуществляться с применением кувалды и наставки необходимого диаметра. Для этого, после снятия пылезащитных крышек и клина, на срез детали направляют наставку, и наносят по ней резкие удары кувалдой.
Для облегчения процедуры можно нагреть балку. Под воздействием высокой температуры проушина балки расширится, и пробить шкворня на КамАЗе будет проще.
СПРАВКА: Чтобы вместе с балкой не нагрелся стержень, необходимо быстро осуществлять нагрев. Для этих целей хорошо подойдет газокислородная горелка.