Как отрегулировать кастер на ваз 2110
Углом кастера, или просто кастером, называется отклонение оси поворота колеса от вертикали. Необходимость его существования обусловлена желанием получить самоцентрирующуюся рулевую систему. Этот параметр влияет на поворачиваемость автомобиля в различных условиях:
- при разгоне;
- торможении;
- движении накатом.
Для большей наглядности можно рассмотреть угол кастера на велосипеде. Как известно, ось вращения руля у него не вертикальна, а имеет наклон. Набрав некоторую скорость, велосипедист может отпустить руль, а велосипед при этом будет ехать прямо. Этот эффект достигается благодаря тому, что пятно контакта переднего колеса с поверхностью расположено позади пересечения оси вращения руля с землей.
Чем больше угол кастера, тем лучше центрируются колеса, однако при этом ухудшается поворачиваемость автомобиля, увеличивается радиус разворота и ухудшается сцепление с неровной или скользкой дорогой. С его уменьшением (чем меньше отклоняется от вертикали ось поворота колеса) сцепление передних колес с поверхностью улучшается, однако возникает такое явление, как избыточная поворачиваемость.
При настройке подвески гоночного автомобиля инженеры исходят из того, в каких дорожных условиях будет проводиться заезд. Если трасса неровная, медленная, с обилием шпилек, угол уменьшают, если же ехать предстоит по скоростной трассе с ровным покрытием, угол увеличивают.
Вариант 3
Излишне «положительный» развал. Изменять его без коррекции схождения нежелательно, посему вводится еще и положительное схождение. Опять «полегчал» руль, стали ленивее отклики на входе в поворот, увеличилась боковая раскачка кузова. Но катастрофических ухудшений в характере нет. Однако при моделировании экстремальной ситуации «чувство руля» теряется. С появлением скольжений неожиданно рано осложняется попадание в заданный коридор на «переставке» и машина начинает скользить слишком рано. В быстрых поворотах доминируют сильнейшие проскальзывания передней оси.
Развал схождения своими руками на ваз 2109
После любого ремонта подвески или рулевого управления требуется отрегулировать угол развала и схождения передних колес. Процедура эта крайне важна, ведь если не провести ее, в лучшем случае машина будет «подъедать» резину, а в худшем – ее постоянно будет уводить в сторону во время движения, что крайне опасно, поскольку чревато ДТП. Обычно автолюбители предпочитают обращаться на автосервис, поскольку там есть все необходимое оборудование. Однако некоторые желают попробовать отрегулировать сход-развал своими руками или же не могут позволить себе лишние траты. Как же провести эту операцию самостоятельно?
Содержание:
Сегодня мы подробно опишем последовательность действий, а заодно и расскажем, что значит слова «развал» и «схождение».
Что такое развал и схождение колес
Развал – представляет собой угол между вертикальной плоскостью и плоскостью колеса. От него напрямую зависит, насколько хорошо шины соприкасаются с дорожным покрытием.
Схождение – является углом между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Оно определяет, насколько устойчива машина в поворотах, и с какой скоростью изнашиваются шины.
У схождения есть один нюанс – оно различается в зависимости от привода автомобиля. Транспортные средства с задней ведущей осью должны обладать положительным схождением (когда колеса чуть-чуть повернуты друг к другу), а вот у переднееприводных автомобилей схождение должно быть отрицательным (колеса наоборот, слегка развернуты в стороны). Следует заметить, что во время движения колеса становятся ровно в обоих случаях, что обеспечивает комфортную и безопасную езду.
Есть еще одна малоизвестная регулировка под названием
кастер – угол, с каким наклонен шкворень (в продольной плоскости). Кастер устанавливается на заводе-изготовителе раз и навсегда, и поэтому в регулировке не нуждается. Однако если вы вносите коренные изменения в подвеску автомобиля (например, подготавливая его к спортивным состязаниям), его нужно будет регулировать заново. Здесь эта процедура рассмотрена не будет.
Специалисты рекомендуют регулировать сход-развал 2 раза в год, одновременно с переходом на летние/зимние шины. Но по факту, подавляющая часть водителей проводят эту процедуру только после ремонта элементов подвески или замены рулевых тяг, а также перед техосмотром.
Как отрегулировать развал схождение на ВАЗ 2109
Прежде чем приступать к работе, сделайте 3 важные вещи. Во-первых, убедитесь, что в ближайшей перспективе вы не будете проводить ремонт подвески или рулевого управления. В противном случае вы напрасно потратите нервы, время и силы. Во-вторых, не поленитесь проверить давление в колесах. Если оно ненормальное, измерения будут неправильными. В-третьих, проверьте багажник и салон, чтобы там ничего не лежало, поскольку регулировка производится на незагруженном автомобиле.
Регулировка развал-схождение ВАЗ 2109 своими руками
Для того, чтобы правильно выполнить регулировку развал – схождения колес на Ваз 2109 необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Устанавливаем автомобиль на горизонтальной площадке;
- Отмечаем мелом пару меток на колёсном ободе (первую сверху, вторую снизу);
- Далее нужно приложить шнур, к которому подвешен отвес, к крылу. После этого, по меткам, с помощью линейки, меряем расстояние от шнура до обода и до верхней метки, после этого меряем расстояние до нижней метки. Отличаться расстояния должны не более чем на 3 мм;
- Для большей точности вычислений, машину нужно прокатить, провернув колесо на 90 градусов. Наносим на колесо ещё две метки, и опять выполняем те же измерения;
- Аналогичные действия выполняются и на втором колесе, а все результаты измерения фиксируются;
- Далее нужно развернуть автомобиль на 180 градусов, и выполнить заново все, описанные выше, измерения;
- Демонтируем колесо, а затем, с помощью пары ключей «на 19», откручиваем 2 болта, которыми кронштейн стойки амортизаторов крепится к поворотному кулаку.
- Используя ключ «на 19», двигаем поворотный кулак, внутрь или наружу на нужное расстояние, достигая требуемого угла развала;
- Затягиваем болты, и монтируем колесо обратно, после чего убираем домкрат. Пару раз качаем автомобиль, упёршись в крыло. После чего повторяем все замеры, сделанные ранее, и записываем их результаты;
- Отойдя от автомобиля на несколько метров, изучаем расположение передних колес, в сравнении с задними колёсами.
- Угол развала на автомобилях, имеющих задний привод, должен быть от +1 до +3 мм.
- Угол развала на автомобилях, имеющих передний привод, должен быть от -1 до +1 мм
Для того чтобы правильно отрегулировать угол схождения колес ВАЗ 2109, все измерения нужно делать телескопической линейкой, расположившись в смотровой яме. При этом руль следует выставить так, как если бы автомобиль ехал прямо.
- Наносим с помощью мела метки на каждом из колёс (слева и справа), с внутренней стороны, максимально близко к дискам;
- Натягиваем и устанавливаем телескопическую линейку, упирая её концы в сделанные ранее метки. Делается это так, чтобы поверхность линейки не прикасалась ни к подвеске, ни к кузову;
- Аккуратно встряхнув линейку, совмещаем «ноль» подвижной шкалы с указателем, расположенным на неподвижной части линейки, и фиксируем это положение;
- Катим машину вперед, при этом закрепленная линейка будет двигаться назад, вместе с колёсами. Остановиться необходимо до того момента, пока она не коснётся кузова или подвески;
- Фиксируем полученные показания.
Расстояние между передними и задними колесами должно быть одинаково. Если равенство расстояний не соблюдено, то нужно регулировать рулевые тяги. Регулировка осуществляется в сторону удлинения рулевых тяг, если задние колёса расположены ближе друг к другу, чем передние. И наоборот, рулевые тяги укорачивают, при расположении задних колёс дальше друг от друга, нежели передние колёса.
Когда требуется регулировка
Нарушение схода и развала может произойти в связи с:
- Заменой ключевых элементов подвески (шаровые опоры, рулевые тяги, рычаги, сайлентблоки и пружины), изменением клиренса;
- Сильным механическим воздействием на колеса;
- Естественным износом ходовой части автомобиля.
Диагностика Узнать о проблемах с углами установки колес возможно несколькими способами различной степени точности:
- Грубая — по внешним проявлениям (неравномерное истирание резины, увод авто в сторону и т.д.);
- Средняя – путем нанесения на места, где износа быть не должно, дорожки клея и контрольного осмотра после 6 км движения по ровному участку дороги;
- Точная – натягивая между осями в соответствии с чертежом толстую леску с крючками и используя набор проставок. В качестве последних применяются бруски толщиной 26 и 6 мм. Угол схождения считается нормальным, если при установке широкой проставки леска задевает борт шины, а при увеличении толщины до 32 мм – не касается.
Для определения угла схождения используется отвес.
В качестве условий, необходимых для получения истинных сведений: обеспечить нормативное давления во всех шинах, обеспечить правильность геометрических размеров дисков, установить машину на ровную площадку, нагрузить автомобиль 320 кг на сидячих местах и 40 кг в багажнике. В данных условиях необходимо достичь указанных значений:
Как отрегулировать кастер на ваз 2109 своими руками
Декабрь 3rd, 2015
Admin
После любого ремонта подвески или рулевого управления требуется отрегулировать угол развала и схождения передних колес. Процедура эта крайне важна, ведь если не провести ее, в лучшем случае машина будет «подъедать» резину, а в худшем – ее постоянно будет уводить в сторону во время движения, что крайне опасно, поскольку чревато ДТП. Обычно автолюбители предпочитают обращаться на автосервис, поскольку там есть все необходимое оборудование. Однако некоторые желают попробовать отрегулировать сход-развал своими руками или же не могут позволить себе лишние траты. Как же провести эту операцию самостоятельно?
Содержание:
Сегодня мы подробно опишем последовательность действий, а заодно и расскажем, что значит слова «развал» и «схождение».
Что такое развал и схождение колес
Развал – представляет собой угол между вертикальной плоскостью и плоскостью колеса. От него напрямую зависит, насколько хорошо шины соприкасаются с дорожным покрытием.
Схождение – является углом между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Оно определяет, насколько устойчива машина в поворотах, и с какой скоростью изнашиваются шины.
У схождения есть один нюанс – оно различается в зависимости от привода автомобиля. Транспортные средства с задней ведущей осью должны обладать положительным схождением (когда колеса чуть-чуть повернуты друг к другу), а вот у переднееприводных автомобилей схождение должно быть отрицательным (колеса наоборот, слегка развернуты в стороны). Следует заметить, что во время движения колеса становятся ровно в обоих случаях, что обеспечивает комфортную и безопасную езду.
Есть еще одна малоизвестная регулировка под названием кастер – угол, с каким наклонен шкворень (в продольной плоскости). Кастер устанавливается на заводе-изготовителе раз и навсегда, и поэтому в регулировке не нуждается. Однако если вы вносите коренные изменения в подвеску автомобиля (например, подготавливая его к спортивным состязаниям), его нужно будет регулировать заново. Здесь эта процедура рассмотрена не будет.
Специалисты рекомендуют регулировать сход-развал 2 раза в год, одновременно с переходом на летние/зимние шины. Но по факту, подавляющая часть водителей проводят эту процедуру только после ремонта элементов подвески или замены рулевых тяг, а также перед техосмотром.
Как отрегулировать развал схождение на ВАЗ 2109
Прежде чем приступать к работе, сделайте 3 важные вещи. Во-первых, убедитесь, что в ближайшей перспективе вы не будете проводить ремонт подвески или рулевого управления. В противном случае вы напрасно потратите нервы, время и силы. Во-вторых, не поленитесь проверить давление в колесах. Если оно ненормальное, измерения будут неправильными. В-третьих, проверьте багажник и салон, чтобы там ничего не лежало, поскольку регулировка производится на незагруженном автомобиле.
Также обратите внимание, что инструкция ниже действительна для автомобиля ВАЗ-2109 и его семейства. На других отечественных автомобилях, а тем более на иномарках, процедура заметно отличается.
Регулировка развала на ВАЗ 2109
Вам понадобятся:
- Мел;
- Шнур с отвесом;
- Штангенциркуль или линейка;
- Баллонный ключ, домкрат;
- 2 гаечных ключа на 19.
1) Сначала убедитесь, что машина стоит ровно.
2) Возьмите мел и поставьте 2 вертикальные риски на ободе – вверху и внизу.
3) Воспользуйтесь шнуром с отвесом, приложив его к крылу машины. Затем измерьте расстояние от колеса до шнура в районе сначала верхней, а потом нижней метки. Показания должны различаться не более чем на ±3 мм.
4) Поскольку геометрия колеса не всегда бывает идеальной, прокатите авто немного вперед, чтобы метки сместились на 90°. Сделайте еще 2 риски, повторите замеры.
5) Повторите п. 2,3 и 4 для другого колеса.
6) Переставьте машину на 180° по отношению к предыдущему местоположению. Сделайте замеры вновь.
7) Возьмите баллонный ключ и домкрат, демонтируйте колесо. Далее с помощью 2-х ключей на 19 ослабьте 2 болта, крепящие кронштейн стойки амортизатора к поворотному кулаку.
8) С помощью ключа на 19 переместите поворотный кулак на необходимое расстояние вовнутрь или наружу посредством эксцентриситета головки болта. Тем самым вы зададите нужный вам угол развала.
9) Затяните ослабленные болты, смонтируйте колесо обратно, покачайте автомобиль нажатиями на переднее крыло. Еще раз сделайте замеры.
10) Если вы сделали что-то не так, повторите процедуру, пока замеры не покажут удовлетворительный результат.
Применительно к переднеприводным машинам нормативный развал – это -1/+1 мм.
Регулировка схождения на ВАЗ 2109
Необходимые инструменты:
- Специализированная линейка со шкалой;
- Мел;
- Гаечные ключи на 27 и 24 (необязательно).
1) Загоните машину на яму, руль должен быть ровным.
2) Мелом поставьте 2 риски на колесах, как можно плотнее к дискам (с внутренней стороны).
3) Возьмите линейку, осуществите ее преднатяг и установите так, чтобы концами она упиралась в поставленные вами риски. Следите, чтобы она ни до чего не касалась, кроме колес.
4) Слегка потрясите линейку, после чего посмотрите на подвижную шкалу, совместив 0 с указателем, а потом зафиксируйте ее.
5) Немного толкните машину вперед, чтобы она проехала несколько десятков сантиметров, а линейка изменила свое местоположение. Опять же, не допускайте контакта линейки с чем-либо, иначе все придется начинать сначала.
6) Залезьте в яму, посмотрите на показания на шкале.
Вы можете увидеть, что расстояние между колесами на задней оси и расстояние между передними колесами неодинаково, хотя оно должно быть ровным. В зависимости от ситуации, придется регулировать длину тяг в определенную сторону (делать их длиннее или короче).
- Возьмите ключ на 27, немного открутите контргайки рулевых тяг.
- Посредством ключа на 24 можно изменять длину рулевой тяги (крутить надо исключительно за муфту!).
- Далее установите шкалу линейки так, чтобы отрегулировать схождение на 0, а затем немного переместите машину назад.
- Когда показания станут равны -1/+1 мм., регулировку можно считать законченной. Не забудьте прокатить автомобиль вперед, чтобы проконтролировать измерения.
Теперь внимательно посмотрите на руль. Если он повернулся в бок, это означает, что вы не совсем правильно отрегулировали длину тяг, и одна из них теперь смещена. Чтобы это исправить, открутите одну тягу на N оборотов, и закрутите другую на столько же. Если руль встал ровно, смещение исправлено.
Выводы и рекомендации:
Как видите, регулировка развала схождения колес ваз 2109 своими руками процедура весьма непростая, но при некоторой сноровке вполне осуществимая. А проведя ее несколько раз, вы будете делать все необходимые операции без труда. Впрочем, если вы не уверены в своих силах, автосервис всегда к вашим услугам.
Похожие статьи:
Опубликовано в рубрике Ремонт авто
Коротко о регулировке развала схождения
Задать правильную геометрию подвеске можно на обычной ровной площадке, вооружившись примитивным инструментарием:
- шаблон, определяющий угол кастера;
- отвес;
- штангенциркуль или линейка;
- длинная леска с двумя крючками;
- бруски толщиной 28-37 мм;
- набор рожковых ключей.
Обеспечив требуемый угол кастера за счет перестановки шайб с дальнего болта на ближний болт крепления нижнего рычага к оси, можно приступать к регулировке развала и схождения колес ВАЗ 2107 своими руками в строгой последовательности: