Как самому правильно отрегулировать или заменить трос ручного тормоза ВАЗ-2107
Если стояночный тормоз не фиксирует ТС на месте, значит он неисправен. Причин этому может быть две. Первой причиной являются оборванные либо растянутые тросы. Вторая причина — стертые колодки ручного тормоза или тормозные колодки. Если рычаг ручного тормоза опущен, а лампа на панели приборов по-прежнему горит, вероятнее всего, уровень тормозной жидкости меньше минимального.
Частой причиной выхода ручника из строя является заклинивание троса из-за механических повреждений, попадания влаги и грязи, ржавчины. Кроме того, стоит отметить, что для выхода ручного тормоза из строя достаточно проехать несколько километров на натянутом ручнике. Конструкция стояночного тормоза в барабане дает возможность прижиматься к тормозной поверхности только 1/4 части колодок. При езде данная часть колодок быстро истирается и уже не достает до барабана. В данном случае можно попробовать отрегулировать трос ручника. После езды на натянутом ручнике, как правило, его можно подтянуть, примерно 3-4 раза. После этого колодки стираются окончательно и для восстановления работоспособности ручного тормоза нужна их замена.
Наиболее частой причиной становится — заклинивание троса, этому способствует влага, ржавчина, а также различная грязь, которая попадает на трос во время движения. Лечится это очисткой или промывкой троса, а также последующей его смазкой. Если со временем проблема повторяется — необходима замена троса ручного тормоза ВАЗ 2107.
Нередко причиной неисправности становится заклинивание рычага ручника или храпового механизма трещотки.
Для того чтобы произвести ремонт ручного тормоза следует убедиться, что он правильно отрегулирован и причина не в тросе.
Примечание! Прежде всего необходимо понимать, что регулировка стояночного тормоза и его троса имеет смысл при условии нормального технического состояния задних тормозных, а также самого троса и привода ручника.
Для работы вам понадобится:
- Два ключа на «13» и плоскогубцы.
- Домкрат.
Неисправности и прокачка тормозной системы ВАЗ 2106
Тормозная система – важная часть транспортного средства. Для обеспечения безопасности водителя и других участников дорожного движения она должна быть всегда в исправна. Поэтому необходимо следить за ее состоянием и вовремя устранять неисправности. Для этого нужно знать ее устройство, симптомы неполадок и способы их устранения.
Назначение и устройство тормозов
На Ваз 2106 действует две системы торможения: рабочая и стояночная. Первичная оснащена гидроприводом, в его состав входит вакуумный усилитель, центральный тормозной и рабочие цилиндры, регулировочное устройство давления тормозов. Она предназначена обеспечивать торможение во время передвижения авто блокировкой его передних колес. Вторая действует благодаря механическому приводу после остановки машины, блокируя заднюю колесную пару. Рабочая система состоит из двух контуров, которые приводятся в действие педалью тормоза, крепящаяся к панели передка кузова.
Принцип действия первичной системы простой. Водитель жмет на тормоза, из гидравлических цилиндров выдвигаются поршни, соединенные с колодками тормозов. Они сдавливают диск, он вращается медленнее, пока машина полностью не остановится. Благодаря этим действия авто плавно тормозит.
Стояночный тормоз включает трос, рычаг тормоза и колодки с С-образной формой. Принцип его действия немного отличается. Когда включают ручной тормоз, благодаря гидроцилиндрам выдвигаются поршни. Они действуют на колодки тормозов, которые раздвигаются и давят на барабан с внутренней стороны, фиксируя задние колеса, что не дает двигаться автомобилю.
Типичные неполадки тормозной системы
Если с тормозами возникают проблемы, они проявляются следующими симптомами:
- машина неправильно и не вовремя тормозит;
- авто заносит во время торможения;
- автомобиль медленно и неэффективно тормозит;
- при работе ручника заедает тросик.
Автомобиль тормозит несвоевременно, когда двигатель еще работает, а машина начинает тормозит. Вызвать неисправность может поломка вакуумного усилителя. Через него попадает воздух в систему. В таком случае изношен уплотнитель или защитная крышка. Возможно была выполнена неправильная сборка. Чтобы устранить неисправность, необходимо выполнить полную замену усилителя. Причина может быть в недостатке смазки, поэтому при замене ею нужно обильно смазать уплотнитель, выкрутив сначала колпачок.
Колесная пара может не до конца прекращать торможение из-за отсутствия хода тормозной педали, что вызвано неправильным расположением стоп-сигнала. В этой ситуации необходимо отрегулировать выключатель. Болт должен выступать в усилителе примерно на 1,25-0,25 мм. Заедание клапанов в усилителе может быть вызвано набуханием диафрагмы и уплотнительной резинки. Потребуется полная замена элемента.
Скорость, с какой тормозит авто, и эффективность торможения может снизится, если из системы быстро уходит тормозная жидкость. При этом сильно увеличивается свободный ход тормозной педали. Неисправность устраняется заменой сломанных элементов, а также сушкой и чисткой барабанов, гидропривода, колодок тормозов.
Тормоза могут неэффективно срабатывать из-за образования воздушных пробок. Такая ситуация возможна при износе тормозных шлангов и уплотнителей гидроцилиндров. Чтобы устранить эту неисправность, нужно заменить изношенные изделия и прокачать систему.
Тормоза ненадежно фиксируют колесную пару, если сильно загрязнились тормозные колодки. Если колодки долго эксплуатировать и делать замену, на них скапливается остатки смазки, бензина и другие загрязнения, диски неплотно прилегают и начинают проворачиваться без блокировки. Неисправность устраняется путем чистки поверхности колодок.
Эффективность торможения может снизиться, если поршни в цилиндрах стали менее подвижными. Когда на рабочую поверхность поршней в цилиндрах попадает грязь, она выступает как абразивное вещество. На цилиндрах появляются царапины, которые являются причиной заедания. Эту проблему можно решить только заменой гидравлических цилиндров, так как они ремонтнонепригодны. Плохое торможение может быть связано с перегревом тормозов при передвижении по плохому дорожному покрытию. В этом случае достаточно просто остановиться и дождаться, когда остынет тормозная система.
При неправильно выполненной регулировки тормозной педали, у нее пропадает свободный ход, по причине вытекания тормозной жидкости. Со временем крепления педали слабеют, она начинает шататься. Для решения проблемы, нужно зафиксировать правильно педаль согласно мануалу ВАЗ 2106.
Иногда возникает ситуация, когда педаль тормоза отпущена, а одно из колес, чаще всего заднее, продолжает тормозить. Причина в обрыве или ослаблении пружины, назначение которой возвращать колодку в исходное положение после снятия авто с ручного тормоза. Возможна неправильная установка тормозных колонок:
Если передние колеса непроизвольно тормозят, причина в поршне, который перестал вовремя выдвигаться из гидроцилиндра по причине накопившейся грязи и ржавчины. По степени загрязнения решают, что делать дальше: поршень нужно или хорошо очистить, или заменить в сборе с гидроцилиндром. Если машина тормозит, но ее заносит в сторону, это может быть из-за деформации одной из тормозных трубок. В таком случае тормозная жидкость либо не попадает в цилиндр, либо сломался один из рабочих цилиндров. В обоих случаях необходимо замена вышедших из строя деталей. Причина может быть не в тормозах, а в неравномерном давлении в шинах. В связи с этим перед разборкой тормозов, следует проверить колеса, возможно, что одно из них спущено.
Если трудно нажимать на педаль тормоза, причина в неисправности вакуумного усилителя. Проблема решается заменой детали, так как ремонту она не подлежит: невозможно купить запасных частей и корпус не разбирается. При сильном износе тормозного диска появляется биение и вибрация педали тормоза. Возникает биение также при износе колодок, но механические повреждения диска являются более вероятной причиной. Со временем на его поверхности появляются борозды и углубления. Когда плоские колодки начинают сжимать диск с дефектами, возникает вибрация сначала в подвеске, а потом переходит на тормозную педаль. Чтобы исправить ситуацию, нужно заменить и диск, и колодки.
Как выполнить прокачку тормозов
Присутствие воздуха в тормозной системе определяется по поведению тормозной педали: сначала она слишком легко нажимается, а затем, если нажать на нее несколько раз, она становится твердой. Это говорит о наличии воздушных пробок.
Автомобиль нужно загнать на эстакаду, подъемник или смотровую яму. Прокачку желательно проводить с помощником. Один человек находится под машиной и руководит действиями второго, который сидит в салоне и нажимает на педаль.
Процедура прокачки на ВАЗ 2106 состоит из действий:
- Перед началом операции проверяем, какой уровень тормозной жидкости в бачке, он должен доходить до максимума. Этот уровень нужно поддерживать во время всей процедуры.
- Сначала прокачиваем тормоза сзади. На тормозном барабане заднего колеса очищаем штуцер от загрязнений.
- Затем надеваем на него кусок шланга из резины или силикона, подходящего диаметра. Другой конец опускаем в пластиковую тару на самое дно, в которой залито немного тормозной жидкости.
- Помощник, сидящий за рулем, жмет 2-3 раза на педаль тормоза, а затем удерживает ее нажатой до упора.
- Штуцер слегка откручиваем ключом на «8», должна потечь жидкость через надетый шланг. Она будет выходить с пузырьками воздуха.
- Через определенное время педаль полностью провалится до пола. Когда помощник сообщит об этом, закручиваем штуцер. Повторяем операцию пока в жидкости будут отсутствовать воздушные пузырьки.
- Аналогичную процедуру нужно выполнить на остальных колесах. Чтобы выгнать воздух из передних тормозов, демонтируем передние колеса.
У тормозной системы ВАЗ 2106 несложная конструкция, поэтому можно самостоятельно следить за ее состоянием и выполнять своевременно замену, ремонт изношенных и вышедших из строя деталей. Обнаружив неисправность, следует немедленно ее устранять. Прокачка необходима после ремонта элементов тормозной системы или при попадании в нее воздуха, так как наличие воздушных пробок нарушает нормальную работу тормозов.
Регулятор давления тормозов
Внимание. Если с тормозной системой наблюдаются проблемы, то загвоздка может скрываться в самом регуляторе давления.
Ваз 2109 регулятор давления задних тормозов
Для того, чтобы отрегулировать его, нужно знать основные принципы работы этого механизма, называемого в народе колдуном. Как правило, крепится колдун при помощи двух болтов снизу автомобиля. Что касается одного из болтов, то он одновременно фиксирует еще и вильчатый элемент рычага привода, отвечающего за давление.
Этот самый элемент или кронштейн и есть тот самый предмет, с помощью которого осуществляется перемещение и таким образом, можно отрегулировать давление.
Проверка регулятора давления
Ваз 2109 регулятор давления тормозов
Чтобы проверить регулятор давления, необходимо:
- Автомобиль установить на домкрат или яму;
- Найти регулятор и очистить его от грязи и масла;
- Внимательно осмотреть и решить, есть ли на детали повреждения (в случае их обнаружения колдун придется заменить);
- Помощник нажимает на педаль тормоза;
- Обращаем внимание на поршень, который должен выдвинуться из корпуса на несколько миллиметров (2 мм), при этом сжимая пластинчатую пружину до упора.
Примечание. Если выявлено несоответствие вышеперечисленным показателям и отсутствуют даже ход поршня, то регулятор опять же подвергается замене.
Регулировка колдуна
Чтобы отрегулировать колдун, необходимо:
- Прожать заднюю часть машины, прикладывая усилие в полсотни кгс на задний бампер (таким образом, задняя подвеска встанет в среднее положение);
- Установить штанги между кузовом и рычагами задней подвески;
- Теперь следует визуально осмотреть зазор, который находится между нижней частью рычага привода колдуна и пружиной (он должен быть равен 2 мм);
- Регулировка проводится при помощи специального инструмента.
Ваз 2109 регулятор тормозных усилий
Ремонт или замена главного тормозного цилиндра
Что касается главного тормозного, то основными неисправностями являются — перепускание тормозной жидкости между контурами, заедание поршней и как следствие не полное растормаживание колес, подтекание жидкости через резиновые уплотнения. Лично я бы рекомендовал заменять главный тормозной цилиндр, так как от него в большинстве случаев зависит легкость прокачки системы, да и работа тормозов будет безотказной. Если же в виду бюджета, вы решите ремонтировать главный, то рекомендую вам покупать ремкомплект завода «БРТ» или аналогичный, не покупайте сомнительного качества! Замена ремкомплекта производится аналогично замене ремкомплекта на главном целиндре сцепления.
К слову, при ремонте все детали главного тормозного цилиндра очищаются от грязи, промываются чистой тормозной жидкостью, ни в коем случае нельзя использовать бензин, все резинки не стойки к воздействию бензина.
Если же вы решите заменить на новый, то здесь все довольно просто — старый снял, новый поставил.
Главный тормозной цилиндр
Этот цилиндр присоединяется к гидравлическому усилителю. Конструктивно тормозной цилиндр представлен в виде продолговатого корпуса, к которому присоединяются подающий и обратный трубопроводы от бачка с тормозной жидкостью, а также выходят еще три трубопровода, которые непосредственно следуют к тормозным механизмам. К передним тормозным механизмам подходит по одному отдельному трубопроводу, а вот к задней паре тормозных механизмов идет только один трубопровод, который упирается в регулятор. Внутри корпуса тормозного цилиндра устанавливаются поршни, при помощи которых жидкость проталкивается по трубопроводам.
Замена
Есть одно важное условие — вам потребуется помощник. Его задача будет заключаться в сильном натягивании троса, что позволит грамотно установить уравнитель.
Последовательность работ по замене тросика выглядит следующим образом:
- Опустите рычаг ручного тормоза максимально вниз;
- Снимите тормозной диск с колеса, где проводится замена элемента;
- Снимите с подушек подвесок глушитель, а с задней подвески — резонатор;
- Опустите вниз выхлопную систему;
- Демонтируйте регулировочную гайку и контргайку;
- Снимите уравнитель;
- Теперь извлеките из уравнителя наконечники троса;
- Достаньте наконечник оболочки уравнителя из кронштейна, который располагается на кузове автомобиля;
- Отогните скобки, которые крепят трос;
- Снимите сзади тормозную колодку и демонтируйте наконечник троса от рычага;
- Несколько ослабьте гайку, с помощью которой крепится держатель троса на заднем мосту;
- Извлеките трос из держателя, потом из кронштейна, после чего достаньте через тормозной шип;
- Поставьте на новое место новый трос и выполните процедуру сборки, следуя в обратной последовательности указанных процессов;
- Убедитесь, что тросы в кронштейне обязательно располагаются накрест;
- Завершив установку нового элемента, выполните регулировку ручного тормоза.
Как видите, задача действительно имеет определенные нюансы, но ничего сложного из себя не представляет, если иметь некоторый опыт и опираться на руководство по эксплуатации ВАЗ 2110. Как правило, там все прописано.
Не лишним будет дополнить свои навыки и знания видеоуроками или консультацией у знакомого со станции технического обслуживания . Но если в собственных силах вы не уверены, рисковать и проводить замену троса ручника самому не стоит. Лучше потратить больше денег, но поручить работу специалистам.