Зазор клапана: каким он должен быть? Инструкция по правильной регулировке клапанов ВАЗ и иномарок
Зазор клапана: каким он должен быть? Инструкция по правильной регулировке клапанов ВАЗ и иномарок
Двигатель автомобиля оснащается двумя и более клапанами на цилиндр. Один предназначен для впуска топливной смеси в цилиндр. Другой служит для выпуска отработанных газов. Говоря техническим языком, они называются «впускные и выпускные клапаны». Газораспределительный механизм двигателя устанавливает последовательность их открытия в определенный момент фаз газораспределения.
Ввиду того что двигатель автомобиля, его детали и механизмы подвергаются воздействию высоких температур, на клапанах механизма распределения газов предусмотрены установочные тепловые зазоры.
Разрегулировка и последствия
Когда тепловой зазор клапана изменяется в процессе длительной эксплуатации или же при поломке отдельных элементов системы, ощутимо снижается коэффициент полезного действия двигателя и ресурс деталей. Также это сопровождается повышенным расходом топлива и характерным стуком в подкапотном пространстве. Если, к примеру, зазор больше нормы, элемент не может открываться полностью, и это способствует падению мощностных характеристик. Подгорание клапана и его седла возможно в случае очень маленького зазора. В любом случае эти неисправности плохо действуют на реакцию двигателя при нажатии на педаль акселератора.
Методика регулировки клапанов
После того как вы провели подготовительные работы, можно приступать к регулированию. Если вы уже занимались ремонтными работами в автомобиле, то порядок регулировки вам не покажется сложным.
Проводить регулирование необходимо по порядку цилиндров. Следует помнить, что клапаны 2, 3, 6, 7 – это впускные, а остальные номера выпускные.
Чтобы облегчить работу, можно разметить шкив распределительного вала специальными метками по кругу с расстоянием в 90 градусов. Когда осуществляется поворот распредвала на 90 градусов, оборот коленвала будет составлять 180 градусов.
Совместите отметки на шкиве и на панели кожуха ремня, после этого сделайте поворот по часовой стрелке еще на 2 зубца. Эта схема позволит отодвинуть кулачки.
Замеряйте зазор при помощи щупа. Если он двигается между толкателями и кулачками с небольшим усилием, все верно.
В случае когда зазоры не будут совпадать с номинальными, требует сделать следующее:
- установите на шпильки подшипников инструмент для регулирования зазора;
- разверните толкатель, чтобы отверстие было в вашу сторону. С помощью рычага переместите до упора толкатель, а затем зафиксируйте;
- извлеките шайбу с помощью пинцета, на ней вы обнаружите пометку о толщине.
Для удобства подбора новой шайбы, вам пригодится специальная формула, по которой можно рассчитать толщину: Н = А + (В – С).
Таблица для расшифровки:
- толщина новой шайбы – Н;
- толщина старой – А;
- присутствующий зазор – В;
- нужный зазор – С.
Когда вы вычислите необходимую толщину шайбы и установите ее, необходимо снова сделать замер зазора. Повторяйте это действие, пока не получите нужный размер. Для остальных цилиндров проводите регулировку в том же порядке.
Как регулировать: технология и порядок настройки + таблица
У многих моделей ВАЗ технология регулировки мало чем отличается. Тем, кто уже имел опыт такой работы с предыдущими версиями, будет легко разобраться. Зазоры выставляются по порядку работы цилиндров. Выпускные клапаны — это 1, 4, 5 и 8, если считать от ремня привода распределительного вала. Используем в работе следующую таблицу:
Используем таблицу, чтобы правильно определить номер цилиндра по положению коленвала
Совет: Перед началом регулировки стоит нанести дополнительные метки на шкив каждые 90 градусов.
- Перед регулировкой необходимо выставить поршень первого цилиндра. Для этого поворачиваем коленвал так, чтобы метки на шкиве и задней крышке ремня совпали.
Риски на шкиве и задней крышке ремня ГРМ должны быть на одном уровне
Устанавливаем распредвал таким образом, чтобы кулаки отошли от толкателей
С помощью щупа определяем величину за зазора на первом цилиндре
При увеличенных или уменьшенных зазорах необходимо выполнить следующие действия:
- Устанавливаем устройство для регулировки на корпус подшипников.
Устанавливаем приспособление для регулировки
Прижимаем толкатель с помощью рычага и фиксируем его в этом положении
С помощью пинцета достаем старую регулировочную шайбу
Следующей задачей является подбор новой шайбы оптимальной толщины. Расчёт этого параметра несложный, используем нижеприведенную формулу:
Н – толщина новой шайбы,
А – толщина снятой шайбы,
В – величина зазора,
С – необходимый зазор.
Устанавливаем новую шайбу и извлекаем фиксатор. Проверяем зазор щупом и при необходимости подбираем другую шайбу нужной толщины. В готовом наборе шайб присутствуют изделия с шагом 0,05 мм. Такую процедуру проводят для каждого цилиндра двигателя.
Видео: Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109 своими руками
Регламент настройки
Каждый автовладелец, может обратиться к регламенту мануала. Стоит сказать, что номинальная установка клапанов на ВАЗ 2110 8 клапанов инжектор происходит на заводе. Согласно инструкции по эксплуатации, рекомендуется осуществить первую настройку на пробеге 10 000 км. Этот режим называется обкатка. А затем, следует производить настройку, через каждые 45 000 км. В некоторых случаях, двигатели исправно работают до 80 000 км пробега.
Для справки! Установка шайб толкателей клапанов на автомобилях ВАЗ 2110-12 (8 клапанов), с инжекторным и карбюраторным мотором – полностью идентична.
Процесс регулировки
После остывания двигателя и подготовки запчастей и инструментов можно приступать к работе. Инструкция с пошаговым объяснением упростит работу:
- Используя набор ключей снимите клапанную крышку.
- Сопоставляем отметки шкива распредвала и крышки ГРМ (ставим верхнюю мертвую точку на первом цилиндре). Для этого можно поднять передок машины и при включенной передаче крутить колесо).
- С помощью металлической пластины проверяем зазор на первом клапане. Допустимый показатель – 0.35 мм. На третьем элементе показатель должен быть 0.2 мм. При отклонении от нормы нужна регулировка.
- При помощи специального устройства для отжатия добираемся до вставленной шайбы. Извлекаем ее пинцетом или плоскогубцами.
- Для установки новой шайбы следует узнать ее нужный размер. Расчет толщины нового элемента высчитывается по следующей формуле: H = B + ( A-C) мм. H- толщина новой детали; B — толщина старой шайбы; A — полученный зазор, выявленный щупом (пластиной); С — норма.
- При получении результата, отличного от нормы следует выбирать максимально приближенное значение толщины шайбы. Для этого инженерами предусмотрен допуск в 0,05 мм.
- Внедряем новую шайбу на место. Проводим эту же процедуру с другими деталями. Порядок выполнения работы указан выше.
Без наличия формулы расчета для новой проставки и специального инструмента отрегулировать клапана на ВАЗ 2114 (8 клапанов) будет проблемно.
Как часто следует производить регулировку клапана?
Чтобы заботиться об автомобиле наилучшим образом, мы должны знать, сколько регулировок клапанов необходимо выполнить. Это, конечно, зависит от модели автомобиля. Эта информация должна быть в сервисной книжке нашего автомобиля. В некоторых случаях регулировку следует проводить очень часто, т.е. при каждом техническом осмотре. Каждый год. Это связано со значительными расходами, поэтому стоит научиться настраивать клапаны самостоятельно и не нести связанные с этим дополнительные расходы.
В других моделях автомобилей регулировка клапана может выполняться реже. Осуществляется при замене ремня ГРМ. Следовательно, нам необходимо проконсультироваться с механиком относительно частоты установки зазора, который скажет нам, какое расстояние мы можем проехать на данном ремне. Разброс значений огромен и может составлять от 10 до 100 тысяч километров. Кроме того, в газовых двигателях такую регулировку нужно производить даже в два раза чаще.
Мы уже знаем, что правильный клапанный зазор обеспечивает правильную работу двигателя. Поэтому нужно следовать рекомендациям производителя автомобиля и своевременно проводить процедуру регулировки клапанов. В случае пренебрежения этим обязательством, вы заметите признаки неисправности очень быстро, но ждать их и рисковать повреждением двигателя не стоит.