Мопед рига 13 регулировка кулачкового зажигания
В топливный бак вмещается 5,5 л горючей смеси (бензин А-76 ГОСТ 2084-78 с маслом М-8В ГОСТ 10541-78 в соотношении 25:1). На 100 км расходуется 1,8 л топлива при скорости 25 км/час. В настоящее время на заправках бензин А-76 не найти. Приходится заправляться А-80 по ТУ 38.001165-97 с октановым числом по исследовательскому методу 80. У этого бензина октановое число по моторному методу такое же как и у А-76, т.е. 76. А у бензина А-76 октановое число по исследовательскому методу не измеряется, измеряется только по моторному методу. Получается, что бензины А-76 и А-80 одинаковые, только ГОСТы разные. Заливать в бензобак необходимо только уже готовую смесь, и ни в коем случае нельзя готовить топливную смесь непосредственно в баке мопеда!
Двигатель Д8М одноцилиндровый с воздушным охлаждением, карбюраторный, двухтактный с кривошипно — камерной продувкой. Коленчатый вал вращается со скоростью до 5000 оборотов в минуту. Развивает мощность 1,1 л. с. Смазка движка производится маслом, добавленным в бензин. Можно также добавить масло М12ТП ТУ 38.101.956-83 в соотношении уже 50:1. В головку цилиндра закручивается свеча зажигания А17В или А23 ОСТ 37.003.081-87 с установленным зазором 0,5. 0,6 мм.
Для трансмиссии в двигателе применено полусухое фрикционное сцепление с двумя дисками.
Электроэнергию для нужд мотора и мопеда производит магдино. Магдино состоит из генератора низкого напряжения, включающего ротор и статор с двухобмоточной катушкой, прерывателя, конденсатора, высоковольтного трансформатора ТЛМ-3.
Чем грозит неисправность в системе зажигания?
Учитывая то, что система зажигания включает в себя множество компонентов, при их поломке райдер столкнется с целым рядом проблем. Чаще всего, мопед глохнет или попросту не заводится. В этом случае нужно будет проверить все элементы и выполнить регулировку зажигания мопеда Дельта.
Также вы можете столкнуться с:
- Исчезновением искры. Такая неполадка возникает из-за проблем со свечей, катушкой, генератором, коммутатором или при повреждении проводки.
- Износом замка зажигания. Даже такая мелкая неполадки как повреждения замка зажигания на мопеде Дельта приводит к тому, что завести движок становится невозможно.
- Нарушением работы АКБ. Проблем с подзарядкой аккумулятора или его кипением возникают из-за генератора, реле или замыкания.
И это только часть неполадок, с которыми может столкнуться райдер. Но не все так страшно, ведь заменить реле или замок зажигания Дельты сможет даже начинающий водитель. Хотя при сложной неполадке лучше обратиться в мастерскую, где есть специальное оборудование для проверки системы зажигания.
Регулировка опережения зажигания
Устанавливаем поршень в верхнею мертвую точку (ВМТ), вставляем в свечное отверстие нутромер штангенциркуля, выдвигаем нутромер пока он не упрется в днище поршня, вынимаем штангенциркуль из отверстия и выдвигаем нутромер в плюс на 3,5-4 мм и фиксируем получившиеся значение стопорным винтом.
Проворачиваем немного двигатель по часовой стрелке, вставляем в свечное отверстие штангенциркуль, проворачиваем двигатель против часовой стрелке пока поршень не коснется нутромера.
Если у вас есть индикатор, то дело упрощается в разы: фиксируем индикатор в свечном отверстие, обнуляем шкалу до нуля, проворачиваем вентилятор по часовой стрелке пока указатель индикатора не отсчитает нам 3,5-4 мм.
Вставляем между контактами прерывателя папиросную бумагу, отворачиваем регулировочные болты, продвигаем контакты по пазам в направлении хода часовой стрелки (вправо), как только бумага выпадет — фиксируем контакты болтами.
Можно отрегулировать опережение и с помощью контрольной лампочки: подключаем один провод лампочки на массу, второй к проводу идущему к контакту, точно также как и в случаем с бумагой манипулируем контактами и как только лампочка загорится — нужное положение контактов найдено.
Лампочкой регулировать опережение и удобнее и проще, но не у всех стоит родное зажигание, а магнето стоит у многих, поэтому лампочкой не всегда есть возможность пользоваться.
Пособие по замене трамблера с приводом маслонасоса
Перед тем, как установить новый трамблер с приводом, нужно взвесить свои силы, поскольку допускать ошибки при выполнении работ не рекомендуется.
Итак, как заменить и произвести установку распределителя:
- Отключите зажигание и демонтируйте крышку трамблера, к ней подключены наконечники и высоковольтные кабеля.
- Затем от распределительного механизма надо отключить провод, подсоединенный к коммутатору. Также надо отключить патрубок, подведенный к вакуумному регулятору.
- Взяв гаечный ключ на 13, выкрутите две гайки, фиксирующие устройство и демонтируйте с силового агрегата механизм вместе с приводом маслонасоса.
- Выполнив эти действия, сможете увидеть прокладку, расположенную под приводом. Если в результате этих действий положение коленчатого вала не изменилось, то просто произведите монтаж нового механизма, при этом проследите, чтобы бегунок был расположен напротив метки. Все действия производятся в обратном порядке. Когда установка будет завершена, производится регулировка угла опережения.
- Если в итоге расположение вала поменялось, то перед установкой надо переместить поршень цилиндра 1 в верхнюю мертвую точку. Вам надо добиться совмещения меток на шкиве и указателя на самом моторе.
И пошло-поехало
“Рига-1”. Родоначальник
Был выпущен в упомянутом 60-ом году. Для опыта и приобщения к передовым конструкторским решениям было совершена на одна поездка по обмену опытом в чехословацкий мотозавод “Ява”, чья продукция уже успела полюбиться многих жителям СССР.
Мопед «Рига-1»
Оттуда же был привезен и забугорный двигатель, который и считается основой успеха “Риги” в народе. Выпускался с 61-го по 65-ый года, количество экземпляров — около двухста тысяч. При массе в 45 кг и объеме бака в 6 литров мог разгоняться до 45 км/час.
“Рига-3”.
В 61-ом году был выпущен первый советский мотовелосипед “Гяуа”, который быстро покорил сердца миллионов советских мальчишек. А по документации он шел как модель “Рига-2”.
В 65-ом году произошла смена поколений и на место “Риги-1” заступила “Рига-3”. Двигатель ему поменяли на отечественный, что резко сказалось на качестве самого мотоцикла, и на его популярности в народе. Но несмотря на это, мощность самого транспортного средства возросла. Теперь он мог разгоняться до 50-ти км/час.
“Рига-4” и “Рига-5”.
Следующий мопед в поколении, по сути, ничем не отличался от своего предшественника, кроме нескольких новых инженерных решений, которые, впрочем, разницы не делали. Выпускался с 68-го по 74-ый год.
Мопед «Рига-5»
“Рига-5” обладал уже более заметными изменениями и инновациями. Для начала стоить отметить новый дизайн. Был поставлен новый двигатель, увеличивающий подвижность мопеда.
“Рига-7”
Основное новшество — двигатель новой модели. В целом, остальные изменения были либо косметического характера, либо же не вносили в конструкцию мопеда каких-либо серьезных новшеств.
“Рига-11”
И снова без существенных изменений. Разве что было принято несколько неудачных решений относительно конструкции мопеда. Например, топливный бак теперь был размещен под багажником.
«Рига-11»
А это существенно осложняло движение вверх, если дорога была достаточно крутая. А рама оказалась хрупкой, непрочной и весьма недолговечной.
“Рига-12”
Теперь мопед мог лучше преодолевать сложные участки дороги. Существовали версии с различными вариантами крепления топливного бака.
“Рига-13”
Развивал скорость до 40-ка км/час. В отличие от предыдущих моделей обладал хорошими фарами, в управлении стал более комфортабельным. Но теперь появилась проблема с зажиганием, которое из-за недостатков двигателя часто сбивалось или переставало работать.
“Рига-16”
Отличился самой удачной версией двигателя из всех выпущенных моделей. Теперь ход стал плавнее, управление отзывчивей, а сама езда — гораздо более комфортной. Также поменяли конструкцию руля и впервые установили на мопеде заднюю фару.
“Рига-17С”
Выпущен в 1983-ем году. Существенно возросла мощность двигателя — до 16.5 л.с. Такие показатели позволили достигать максимальной скорости в 100 км/час, что для мопедов было просто заоблачной цифрой.
Мини мокик «Рига-26»
Но надо отметить, что данная модель предназначалась более для спорта и различных мотосоревнований, чем для гражданского использования.
“Рига-22”
В отличие от “Риги-17С” данную модель можно считать прямым продолжением шестнадцатки. Отличался новым типом двигателя. Нововведения позволили значительно улучшить коробку зажигания, что положительно сказалось на надежности запуска двигателя. Сам мопед мог разогнаться до 50 км/час и имел топливный бак емкостью в 8 литров.
“Рига-26” или же “Pura mini”
Выпущен в 82-ом году, был гибридом мопеда и мотороллера, совмещая в себе достоинства как первого, так и второго.
После определенных манипуляций, становился удобным для езды 6-летного ребенка. Хотя кто такую мелочь пустит за руль.
“Дельта” и “Рига SZ-80”
В 86-ом году продолжили выпуск основной серии мопедов. Продолжателем дела стала “Дельта”, отличавшаяся кричащим цветастым дизайном и хромированными деталями.
Мопед Дельта Рига 24
Более интересным в плане инноваций можно считать “Ригу SZ-80”, пускай она и выпускалась параллельно основной серии. По ходу ее производства сотрудничали с мотозаводами ГДР, где была приобретена лицензия на новый движок. Отличался очень высокой скоростью, как для мопеда, — где-то около 120-ти км/час. Также имел в распоряжении двухместное сиденье и отличные по советским меркам гидравлические тормоза.
Принцип работы зажигания в двигателе 4-х тактного скутера
В современных скутерах устанавливают бесконтактные системы. Они считаются наиболее надежными и простыми в использовании, не требуют сложного подключения, вовремя дают постоянную хорошую искру. Однако настройка все равно важна, даже наличие искры не всегда позволяет воспламенить топливную смесь, так как играет роль и ее мощность.
Основные причины для работы системы зажигания достаточно просты: ее задачей является создание искры для детонации топливной смеси. Если этого не происходит, необходимо внимательно изучить каждый узел и выяснить, почему искра пропала.
- Для того чтобы проверить, есть ли вообще искра, нужно выкрутить свечу и приложить ее к массе двигателя, сделать это можно, используя металлические предметы, не покрытые краской. Нельзя держать ее рукой: если искра будет, может ударить током, при этом разряд доходит до 40 000 вольт, которые создает катушка.
Сбитое зажигание – причина отказа двигателя
Настроенное неправильно или сбитое зажигание часто становится причиной отказа работы мотора. Неправильным будет сразу лезть в цилиндр и изучать внутренности скутера, тем более что это не решит проблемы. Прежде чем трогать систему зажигания, нужно проверить иные причины, по которым скутер может не работать.
- Самое простое – это отсутствие бензина в баке. Довольно часто владельцы забывают заправить транспортное средство, и такая банальная причина может быть упущена из виду.
- Может быть засорен карбюратор, что не дает образовываться пригодной для движения смеси. , поэтому не помешает проверить, поступает ли из него топливо в цилиндр. Не исключено, что забита топливная трубка. Могут забиваться мусором жиклеры и другие части устройства, из-за чего топлива поступает мало или, наоборот, мотору не хватает воздуха, и поэтому он не заводится.
- Отказать в запуске скутер может и если причиной неисправности являются свечи. Они могут быть мокрыми либо не давать нормальную искру. Желательно иметь запасной комплект и проверить с его помощью. В любом случае свечу нужно выкрутить и осмотреть.
Бесконтактная система
Электронное зажигание также является одним из видов системы на моторе Д6. Переходить на него решают особые ценители этой техники, эта система работает значительно стабильнее и обеспечивает более качественное воспламенения и сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя. Ведя разговор о зажигании не упомянуть эту систему просто невозможно.
Электронная система представляет собой два блока работающих вместе. Называются они – энергетический и электронный коммутаторы. Первый устанавливает на основание картера и состоит из сердечника, вместе с которым устанавливает и зарядная катушка, катушка выполняется таким образом, чтобы иметь возможность работать вместо родного прерывателя.
Интернет наполнен массой схем по поводу того, как изготовить такое зажигание практически самостоятельно. Сделать это не слишком сложно, но как результат можно получить плюсы в виде 100% уверенности в надежности работы как управляющей катушки, так и всего зажигания в целом. Найти же заводское электронное зажигание довольно проблематично, так как завод изготовитель не функционирует уже почти 20 лет.