Разборка и сборка насосной секции топливного насоса ЯМЗ-238Л
Разборка и сборка насосной секции топливного насоса ЯМЗ-238Л
Он расположен внизу ТНВД ЯМЗ 238. Деталь вращается в опоре и подшипниках.
Прочный регулятор, отвечающий за перемещение, связывается с секциями агрегата через рейку, которая также вращается в нескольких втулках.
Пуск сокращается при поступательном выворачивании из рейки соответствующего болта.
Смазка и ее схема ТНВД ЯМЗ 238 следующая: центрального типа от масляной системы мотора. Масло поступает только по наддуву к поверхности корректора.
С этого места перемещается в регулятор, а затем — в кулачковый вал насоса.
Когда нужна диагностика и ремонт ТНВД?
Нужно отметить, что ремонт ТНВД МАЗ можно назвать основной задачей в процессе обслуживания топливной аппаратуры грузовых автомобилей. Настройка топливного насоса и диагностика неисправностей оборудования является фактически ювелирным делом. Справиться с ним самостоятельно практически невозможно. Сегодня же ремонт ТНВД МАЗа можно выполнить на любом грузовом автосервисе либо авторизированном сервисном центре.
Если вы заподозрили, что с двигателем что-то не то, лучше сразу же обратиться за помощью к специалистам. Среди основных симптомов неисправностей ТНВД МАЗа, которые можно определить без использования специального оборудования, следует выделить:
- снизились динамические характеристики вашего автомобиля;
- ДВС не работает плавно, появились резкие колебания оборотов двигателя;
- вы заметили подтеки топлива в зоне расположения ТНВД;
- насос вовсе перестал подавать топливо к форсункам;
- реакция двигателя на нажатие педали акселератора отсутствует;
- появились посторонние шумы или дымности;
- расход топлива увеличился.
Наличие данных признаков неисправностей при визуальной диагностике МАЗа не скажет вам точную причину поломки. Однако это позволит своевременно обратить внимание на вероятную проблему в работе насоса. Специалисты утверждают, что если при появлении первых «ласточек» сбоев в работе ТНВД обратиться к профессионалам, можно избежать появления более серьезных проблем.
Регулировка тнвд маз своими руками
Вывернуть винты 6 (рис. 37) и слить масло. Расчеканить ведомую полумуфту 1 в двух местах, обеспечив сохранность опорного уплотняющего торца ведомой полумуфты. Установить муфту на подставку 6 (рис. 38) и специальным ключом 3 отвернуть корпус 5 (см. рис. 37). Снять ведущую полумуфту 7, пружины 12, регулировочные прокладки 11, проставки 10 и грузы 2. Учитывая, что грузы муфты при установке в узел подбирают по статическому моменту, необходимо сохранять парную комплектность деталей. Выпрессовать манжеты 8 и 9, используя оправки, из корпуса 5 муфты и ведущей полумуфты 7.
После разборки проверить техническое состояние деталей муфты опережения впрыска.
Рис. 37. Муфта опережения впрыска:
1 — ведомая полумуфта; 2 — груз муфты; 3 — ось груза; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — корпус; 6 — винт; 7 — ведущая полумуфта; 8, 9 — манжеты; 13 — проставка; 11 — регулировочные прокладки; 12 – пружина
Рис. 38. Разборка и сборка муфты опережения впрыска:
1 — рукоятка; 2 — установочный палец; 3 — ключ; 4 — шток ключа; 5 — штифт; 6 — подставка; 7 — муфта опережения впрыска
Корпус муфты
Корпус необходимо проверить на герметичность, для этого заглушить одно из маслосливных отверстий, а ко второму подвести сжатый воздух под давлением 0,02-0,03 МПа (0,2-0,3 кгс/см2) и погрузить муфту в ванну с дизельным топливом. Пропуск воздуха через соединения не допускается.
Ведомая полумуфта
Полумуфта, имеющая изношенный шпоночный паз, подлежит замене новой.
Проверить радиальное перемещение между выступами ведущей полумуфты в прорезями соединительной шайбы привода, которое не должно быть более 0,3 мм, а зазор в соединении груза муфты с его осью — 0,24 мм.
Сборка муфты
Установить на oси 3 (см. рис. 37) ведомой полумуфты грузы 2 одной размерной группы (номер группы по статическому моменту указывается римскими цифрами на шлифованной поверхности ее стороны профиля грузов), которые должны свободно, без заеданий вращаться на своих осях. Запрессовать манжету 8 в отверстие ведущей полумуфты 7, установить ведущую полумуфту на ступицу ведомой с помощью оправки, предохраняющей манжету от повреждения. Вставить пружину 12 грузов, причем величина предварительного натяга пружин в собранной муфте должна составлять 0,2-0,4 мм; допускается установка прокладок 11 под торцы пружин общей толщиной 0,5-0,8 мм (в собранной муфте при сведенных до упора грузах зазор между проставкой и профилем одного из грузов должен быть не более 0,1 мм). Запрессовать в корпус 5 муфты манжету 9 заподлицо с внутренней торцовой поверхностью. Установить в выточку ведомой полумуфты резиновое уплотнительное кольцо 4 и навернуть на ведомую полумуфту 1 корпус 5 муфты. Залить через отверстие в корпусе 5 дизельное масло до появления его в другом отверстии. Установить собранную муфту на кулачковый вал ТНВД и затянуть гайку 17 (см. рис. 29) крепления муфты моментом силы 98-117 Н·м (10-12 кгс·м). Проверить характеристику автоматической муфты; в случае обеспечения ею требуемых характеристик снять ее с кулачкового вала насоса и после дополнительной подтяжки корпуса на ведомой полумуфте произвести в двух местах зачеканку для стопорения резьбы.
Регулировка топливного насоса высокого давления и требования к оборудованию для регулировки
От тщательности и качества регулировки параметров топливного насоса в большой степени зависят мощностные и экономические показатели двигателя, а также надежность его работы. Поэтому регулировка топливного насоса должна выполняться квалифицированными работниками и на специальном оборудовании. Топливные насосы рекомендуется регулировать на стендах NC-101, NC-108, изготовляемых народным предприятием «Motorpal» (Чехословакия), MD 12 -предприятием «Mirkos» (ВНР), A1027 — австрийской фирмой «Aridmann Maier » и других, аналогичных по конструкции.
Регулировка насоса производится с комплектом проверенных форсунок, закрепленных за секциями. Они устанавливаются на двигатель в порядке их закрепления за секциями насоса. При этом регулируются начало подачи топлива секциями насоса, ее величина и равномерность.
Начало подачи топлива регулируется без автоматической муфты опережение впрыска по началу его движения в моментоскопе (рис. 39) и определяется углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке (если смотреть со стороны привода). Первая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 37-38 градусов до оси симметрии профиля кулачка. Для ее определения необходимо зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте кулачкового вала по часовой стрелке. Затем нужно повернуть его по часовой стрелке на 90 градусов и зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точкам и будет осью симметрии профиля кулачка.
Если угол, при котором первая секция начинает подачу топлива, условно принять за 0°, то остальные секции должны начать подавать его в следующем порядке:
Секция | 1 | 3 | 6 | 2 | 4 | 5 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Угол поворота кулачкового вала, град | 45 | 90 | 135 | 180 | 225 | 270 | 315 |
Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой должна составлять не более 0°20′.
Начало подачи топлива регулируется болтом толкателя. При вывертывании болта топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании — позже. После регулировки необходимо застопорить регулировочный болт гайками.
Величина и равномерность подачи топлива секциями насоса высокого давления регулируются совместно с комплектом форсунок и топливопроводов высокого давления длиной (415±3)мм. Объем внутренней полости каждого из последних должен составлять (1,3±0,1) см3 и определяться при заполнении топливом.
Рис. 39. Устройство моментоскопа:
1 — стеклянная трубка; 2 — переходная трубка; 3 — отрезок топливопровода высокого давления; 4 — шайба; 5 — накидная гайка
Для регулировки величины и равномерности подачи необходимо в приведенной ниже последовательности проверить:
Рис. 40. Регулировка минимальной частоты вращения холостого хода
Рис. 41. Вывертывание корпуса буферной пружины
Установка топливного насоса высокого давления на двигатель.
При установке топливного насоса метки на муфте 1 (рис. 43) опережения впрыска и ведущей полумуфте 2 привода топливного насоса должны быть расположены с одной стороны.
После закрепления топливного насоса высокого давления на блоке цилиндров нужно проверить осевые зазоры между торцами кулачков ведущей полумуфты и торцом муфты опережения впрыска, а также зазоры между кулачками муфты опережения впрыска и задним торцом полумуфты. Эти зазоры не должны быть менее 0,3 мм для каждого из четырех кулачков. Отсутствие торцового зазора в приводе топливного насоса может привести к выходу из строя подшипников насоса и заклиниванию муфты опережения впрыска топлива.
Торцовый зазор регулируется осевым перемещением полумуфты привода топливного насоса по валу при ослабленной гайке стяжного болта. По окончании регулировки гайку надежно затягивают и зашплинтовывают, после чего устанавливают угол опережения впрыска топлива по моментоскопу.
После пуска двигателя регулируют минимальную частоту вращения холостого хода коленчатого вала в пределах 550-650 об/мин. Для этого следует вывернуть корпус буферной пружины на 2-3 мм, ослабив контргайку; болтом ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления должен упираться в этот болт) отрегулировать минимальную частоту вращения до появления небольших колебаний частоты вращения коленчатого вала двигателя (при ввертывании болта частота вращения двигателя увеличивается, при вывертывании — уменьшается); отвернуть корпус буферной пружины до исчезновения неустойчивости частоты вращения. Нельзя ввертывать корпус буферной пружины до совмещения его торца с торцом контргайки. После регулировки надо застопорить гайками болт минимальной частоты вращения и корпус буферной пружины.
Рис. 42. Вывертывание винта кулисы:
1 — винт двуплечего рычага; 2 — винт кулисы
Рис. 43. Установочные метки:
1 — муфта опережения впрыска; 2 — ведущая полумуфта
Установка угла опережения впрыска топлива
Этот угол устанавливается по моментоскопу, помещенному на штуцер 1-й секции топливного насоса высокого давления. Величина угла опережения впрыска должна быть для двигателей ЯМЗ-238Ф — 23°, ЯМЗ-238Л — 18°.
Угол опережения впрыска топлива необходимо устанавливать в следующем порядке:
Если в начале движения топлива в трубке риски еще не совместились, следует отвернуть болты и провернуть муфту валика привода топливного насоса на фланце против направления ее рабочего вращения, после чего затянуть болты крепления и снова проверить, правильно ли установлен угол опережения впрыска. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления или 1° поворота коленчатого вала.
Если в начале движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода необходимо провернуть в направлении ее рабочего вращения.
Смещение муфты валика привода относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на маховике или крышке шестерен распределения.
По окончании регулировки угла опережения надо затянуть болты крепления муфты, а взаимное положение рисок периодически проверять при техническом обслуживании двигателя. 3 случае изменения их взаимного положения требуется отрегулировать угол опережения.
Рис. 44. Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке корпуса шестерен распределения:
1 — крышка шестерен распределения; 2 — шкив коленчатого вала; А — направление вращения коленчатого вала
Рис. 45. Совмещение рисок на маховике с указателем на картере маховика:
1 — указатель на картере маховика; 2 — маховик; 3 — картер маховика; А — направление вращения коленчатого вала
Ремонт АКПП в автомобилях Volkswagen
Автоматическая коробка любой из моделей VAG представляет собой сложное техническое устройство. Для ремонта АКПП VW необходима современная восстановительная аппаратура, подъёмники или яма, опыт и знания мастеров. При проведении такого обслуживания необходимо снять коробку с места и вскрыть её. Поэтому заниматься ремонтными работами автомата следует в техническом центре.
Перечислим ремонт различных видов АКПП, устанавливаемых на популярных моделях Volkswagen:
- Шестиступенчатая коробка-автомат TF-60SN. Этим АКПП комплектуются Passat, Golf, Jetta и др. Её слабое звено – регулятор давления. Симптомы поломки: дёргание при движении, рывки во время переключения селектора. Вариант устранения дефекта – замена гидроблока.
- Автомат пятиступка JF506E (Bora, Golf, Sharan). Недостатки: быстрая изнашиваемость поршневых колец опорной втулки, некачественная работа гидроблока. Снижение давления в системе и динамических характеристик. Тип ремонта: замена колец или гидроблока.
- Четырёхступенчатая АКПП JF404E (Polo). Проблема: включение четвёртой передачи. Способ устранения: замена гидротрансформатора.
- АКПП 01N четырёхступенчатая (Golf, Bora). Дефект: износ шайбы турбины гидроблока, падает давление масла. Выполняемый ремонт: замена шайбы, в худшем случае – замена гидротрансформатора.
Чтобы избежать дорогостоящего ремонта коробки автомата, необходимо раз в год или чаще, в зависимости от интенсивности использования автомобиля, проводить диагностику её состояния.
АКПП на Volkswagen Golf BFQ
Стоимость ремонта автоматической коробки передач зависит от модели автомобиля VW и сложности работы. Снятие и установка узла обойдётся владельцу Пассат в 6 тыс. руб., ремонт гидроблока – от 5 тыс. руб. За капитальный ремонт Volkswagen Polo седан придётся заплатить 10 тыс. руб. (без учёта стоимости деталей). Стоимость контрактной АКПП без пробега по РФ: 55-60 тыс. руб.
Цена за проведение ремонтных работ автоматической коробки передач, стоимость деталей и самого узла в сборе говорят о том, что автолюбителю нужно лучше заботиться об АКПП. Следует регулярно менять ATF, периодически проводить диагностику, использовать качественное масло. Тогда затратного ремонта можно избежать, или отсрочить его проведение на длительное время.