Общие сведения о назначении элементов, узлов системы дау
Общие сведения о назначении элементов, узлов системы дау
Системой ДАУ принято называть такую систему, которая обеспечивает автоматизированное управление пусками, реверсами и изменение скоростного режима двигателя с мостика. В этой системе необходимые команды задаются одним органом (рукояткой) управления, который можно перемещать с любой скоростью и без выдержки времени. Все промежуточные операции по выводу двигателя на заданный режим работы выполняются автоматически. После подготовки и ввода в действие главной силовой установки никаких дополнительных вмешательств технического персонала в управление силовой установки не должно быть.
Система ДАУ главных двигателей обеспечивает автоматизацию процессов управления пуском, реверсом, изменением режима работы главных двигателей при дистанционном задании команд. Они включают логическую часть реализующую программы управления, исполнительные механизмы, воздействующие на органы управления ДАУ, установленные на ходовом мостике и в ЦПУ. В качестве логических средств в системах ДАУ применяются электронные, полупроводниковые, электромеханические и пневматические элементы. В качестве исполнительных механизмов служат электрические и пневматические сервомоторы. Современные системы ДАУ построены на различных элементах и являются таким образом комбинированными.
Система ДАУ содержит сеть самоконтроля. В случае появления неисправностей выходит аварийно-предупредительный сигнал на панель мостика и в систему аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) ЦПУ.
Для управления силовой установкой и ввода управляющих команд в систему на пульте мостика предусмотрена панель управления с рычагом управления. Рычаг управления на пульте мостика объединен с рычагом машинного телеграфа.
Предусмотрены следующие виды управления:
- — автоматическое управление с мостика. Главный двигатель можно запустить и остановить с помощью органов управления, расположенных на пульте мостика. Частота вращения главного двигателя и шаг BPШ устанавливаются машинным телеграфом;
- — автоматическое управление из ЦПУ. Главный двигатель можно запустить и остановить с помощью органов управления ЦПУ;
- — местное управление с поста на главном двигателе.
Применение систем ДАУ позволяет повысить надежность и оперативность выполнения процессов управления главным двигателем, так как исключается возможность неправильной или недостаточно быстрой реакции вахтенного механика на заданную команду.
На пультах управления системы ДАУ располагаются рукоятки управления, вторичные приборы, табло световой сигнализации функционирования ДАУ и регистрирующие устройства. Системы ДАУ главных двигателей реализуют оптимальные алгоритмы управления по изменению режимов работы судовых двигателей и обеспечивают высокую точность исполнения команд и повышение маневренных качеств судна.
Каждое судно, которое оборудовано системой ДАУ управления главными двигателями, снабжается технической документацией, в которую входят инструкции по эксплуатации, описание схем чертежей и схемы системы.
Грамотная техническая эксплуатация, техническое обслуживание немыслимы без надлежащей технической документации, в которую кроме описаний и инструкций входят основной ее частью: чертежи, принципиальные и функциональные схемы.
Необходимым условием для проведения анализа работы отдельных узлов централизованного контроля и проверки исправности их функционирования является основательное знание специалистами эксплуатационной технической документации.
Основной трудностью, с которой приходится сталкиваться судовым специалистам при анализе схемы является неполнота технической информации в отношении условных обозначений и названий элементов и узлов, что усложняет, а зачастую делает невозможным чтение схем.
Прочитать схему системы ДАУ — это значит осмыслить принцип работы ее элементов и узлов, определить последовательность протекания физических процессов и выяснить таким образом принцип действия узла, механизма или всей системы в целом.
С целью пояснения условных обозначений элементов схем ДАУ в таблице 1.1 приведены условные обозначения элементов автоматических систем ДАУ, которые помогут в чтении схем ДАУ.
1.1.Условные обозначения элементов дистанционной автоматической системы (дау)
Технической основой современной судовой электронной автоматики являются логические и линейные интегральные микросхемы.
Основой логических схем технических построений устройств автоматики является функциональный узел — инвентор, выполняющий логические функции.
Наиболее употребительными функционально полными системами (набором логических элементов) являются: набор из элементарных переключательных функций (логических элементов) «И», «ИЛИ», «НЕ», элемент Шеффера «И-НЕ», элемент Пирса «ИЛИ-НЕ» и «И-ИЛИ-НЕ» и различные комбинации с расширение логики на входе путем подключения логических диодных расширителей по «И», «ИЛИ»
Элемент инверсии. Функцией элемента инверсии является инвертирование сигнала, т.е. изменение его значения на противоположное. Если на вход элемента инверсии подается сигнал «1», то на его выходе имеет место сигнал «О»; если на вход подан сигнал «О», то на выходе элемент имеет место сигнал «1».
Элемент «И». Логический элемент «И» выполняет функцию, которую можно выразить так: сигнал на выходе Х=1 тогда и только тогда когда на всех входных элементах А, В, С равны «1». Эту функцию называют конъюкцией.
Элемент «ИЛИ». Логический элемент «ИЛИ» выполняет следующую функцию: сигнал на выходе Х=1 при условии, если хотя бы один из входов А, В, С подается сигнал «1». Выходной сигнал имеет значение Х=0 только в том случае, когда на все входы подается сигнал «О». Эту логическую функцию называют дизъюнкцией.
ЭЛЕМЕНТ «И-НЕ». Выходной сигнал имеет значение Х=0 тогда и только тогда, когда на все входы элемента подаются сигналы «1». Если хотя бы один сигнал на входе подан «О», выходной сигнал принимает значение «1».
ЭЛЕМЕНТ «ИЛИ-НЕ». Выходной сигнал равен Х=1 только в том случае, если на все входы элемента поданы сигналы «О». Если хотя бы на один вход подан сигнал «1», то выходной сигнал принимает значение Х=0.
Электрические логические элементы выполняются в виде электромагнитных и герконовых реле, условное обозначение которых приведено в таблице 1.3.
1.2. Пневматические элементы фирмы «вестингауз» для реализации логических функций
1.3. Обозначение электрических элементов, реализующих логические функции
Пневматические логические элементы изготавливаются в виде пневматических реле (например фирмой «Вестингауз»). Выходными сигналами является давление воздуха, при этом логическому нулю соответствует давление 0-0,2 бар, логической единице — давление 6,5-7,0 бар. В зависимости от назначения и конструкции элементов в качестве входных могут использоваться пневматические, электрические и механические управляющие сигналы с управлением самовозвратом после отключения управляющего сигнала, а элементы с ручным управлением снабжаются фиксатором, который удерживает рукоятку в заданном положении.
Таким образом, пневматические логические элементы обеспечивают функциональный набор элементарных переключателей функций «И», «ИЛИ», «НЕ», с помощью которых можно реализовывать любую логическую переключательную функцию этих переменных. Условное обозначение пневматических элементов фирмы «Вестингауз» приведены в таблице 1.2.
Легковой автомобиль
Какие узлы автомобиля может назвать дилетант? Как правило, его фантазия не заходит дальше, чем: кузов, двигатель, колёса, салон. Реальное устройство значительно сложней. Основными блоками являются:
1. Жёсткая (несущая) основа.
2. Двигатель.
3. Трансмиссия.
4. Ходовая система.
5. Электрические узлы.
6. Управление.
Этот короткий список будет выглядеть гораздо внушительней в развёрнутой форме. Рассмотрим назначение его главных составляющих более конкретно.
Несущая основа (конструкция)
Значение узла сложно переоценить. Без него не может существовать автомобиль. Все прочие детали устанавливаются, крепятся на основу, связывающую, объединяющую их. Существует 2 типа конструкций (несущих):
— на основе тяжёлой металлической рамы;
— несущий кузов.
Оба варианта имеют право существовать, являясь одним из основных блоков авто, добавляя ему ряд плюсов или минусов.
Автомашины, изготовленные по рамному принципу способны вынести большие нагрузки. Особенностью таких версий легковых (или грузовых) машин считается многофункциональность их рамы, которую можно применять для различных модификаций автомобилей, оставляя её в неизменном виде. Другое преимущество – простота замены деталей, ремонта.
Кузовная система, предполагает отсутствие рамы. Её функции отданы кузову. Являясь более распространённой для легковых машин, такая конструкция не лишена изъянов.
Кузов несёт здесь вес всех закреплённых на нём деталей, получает удары от столкновений, подвержен испытаниям неровностями дорог, вибрацией. Выполненный из тонкого металла он оказывается под ударом сложных факторов. Положительный момент такого устройства автомашины — её лёгкость. Основная масса расположена низко, что даёт дополнительную устойчивость на трассе.
Двигатель
Сложный узел, включающий множество деталей, дающий жизнь авто – его мотор. Он производит энергию, вращающую колёса. Двигатели удобно классифицировать по типу потребляемого ими топлива:
Хотя газ и дизельное топливо делают эксплуатацию машины более экономной, бензиновые двигатели остаются самыми распространёнными с момента появления автомобиля по сегодняшний день.
Существуют отдельные модификации, использующие несколько видов топлива. Концептуальной моделью современности считается конструкция, двигатель внутреннего сгорания в которой заменили аккумуляторные батареи и электрический мотор.
В первых моделях бензиновых двигателей запуск обеспечивался вращением ручки. Этот способ давно забыт. Его сменили электрические стартёры, дающие искру зажигания для топливной смеси.
Трансмиссия
Функцию передачи, полученной от двигателя энергии к деталям, которые обеспечат передвижение машины, выполняет блок трансмиссии. В зависимости от привода машины (передний либо задний) трансмиссионная система имеет отличительные особенности.
Например, трансмиссия машины с передним приводом состоит из деталей:
1. Сцепление.
2. Коробка передач.
3. Приводные валы передние.
4. Шарниры угловых скоростей.
5. Дифференциал.
6. Основная передача (главная).
Транспортное средство с установленной под капотом трансмиссией и двигателем можно считать мощным автомобилем.
Ходовая часть
Данный блок элементов, кроме колёс и способа управления ими (числа ведущих среди общего количества колёс автомобиля), включает подвеску.
Существует большое число вариантов автомобильных подвесок. Все они разработаны для выполнения сходных задач. Функции согласования колёс и несущей системы машины, уменьшения вибрации отданы этому агрегату.
Электрические узлы и управление
К разделу электрооборудования автомашины относят: стартеры, аккумуляторы, генераторы. Кроме перечисленных деталей, систему дополняют кондиционеры, стереосистемы, прочие приборы потребления электроэнергии. От качества, надёжности данных блоков зависит работоспособность всего транспортного средства:
1. Хороший аккумулятор гарантирует быстрый, надёжный запуск двигателя в любую погоду.
2. Без исправного, проверенного стартера не появится искра, запускающая двигатель.
3. Только исправная работа генератора может гарантировать качественный заряд аккумуляторной батареи, работу всех бортовых систем во время движения машины.
Особая роль отводится управлению автомобилем. Помощь водителю здесь оказывают бортовые компьютеры, установленные на новых авто.
Сложные электронные системы собирают информацию о состоянии каждого узла, анализируют её, сообщают водителю результаты. Решение главных задач управления по-прежнему принадлежит человеку за баранкой, способному точно реагировать на изменения ситуации на полосах движения дороги. Основа системы, управляющей автомобилем, осталась прежней:
1. Корректировка направления движения (рулевое управление).
2. Согласование скоростного режима (система тормозов).
Все перечисленные агрегаты и узлы имеют сложное строение, выполняют множество функций. За время развития автомобильного транспорта они претерпели огромные изменения. Однако их внутренние модернизации направлены на изменение скорости передвижения, улучшение качественных характеристик работы машины, комфорта пассажиров.
От механики к электронике
Механические насосы постепенно вытесняются агрегатами с электронной начинкой. Устройство и принцип работы узлов отличается тем, что все происходящие в ТНВД процессы регулируются электроникой. Здесь обеспечение максимально точного количества смеси, моментальная реакция на малейшее изменение динамики. Механическим насосам такие параметры недоступны. Электроника позволила снизить циклы нестабильного сгорания топлива, уменьшить нестабильность работы дизеля на холостом ходу.
Следующий шаг — двухфазный впрыск топлива, обеспечивающий полноту сгорания. Следствие — уменьшение выброса в атмосферу токсичных продуктов и увеличение КПД двигателя. При этом система контролирует:
- положение педали газа;
- частоту вращения распредвала двигателя;
- температуру двигателя (охлаждающей жидкости);
- скорость движения;
- величину подъема иглы форсунки;
- давление наддува воздуха;
- температуру воздуха на впуске;
- работу свечей накаливания.
ТНВД с электронными блоками управления снабжены программами самодиагностики, значительно расширяющими возможности использования насосов. Так, при возникновении ряда отказов система будет работать, обеспечивая движение транспортного средства. Полный отказ происходит при выходе из строя микропроцессоров.
Типы установок
По типам приточные установки разделяются на несколько категорий.
Приточно-вытяжные модули с рекуператором
До 60% тепла, производимого приточно-вытяжной системой, рассеивается. Производители решили передавать энергию от отводимого воздуха приточному, чем как раз и занимается рекуперативная система. В техническом паспорте можно посмотреть ее характеристики. Рекуператоры бывают пластинчатые и роторные. Обратить внимание стоит на процент возврата тепла:
- от 30 до 60% – низкий уровень теплового возмещения;
- от 60 до 80% – средний;
- выше 80% – высококачественной теплообмен.
Средний срок окупаемости конструкции с рекуператором составляет 5 лет.
Энергосберегающая с подогревом
Энергосберегающая установка – это следующий шаг эволюции приточно-вытяжных установок. Иногда рекуперации не хватает для полной компенсации температурной разницы встречных потоков, поэтому встраивается калорифер (так называемый сосуд, который защищает теплообменник от промерзания). Они бывают водяные и электрические. В первом случае по трубкам вокруг установки циркулирует теплоноситель (вода), а во втором случае калорифер поддерживает тепло за счёт электричества.
Комплексы с кондиционированием
Кондиционирование может работать в двух режимах:
- режим охлаждения (теплообменник выступает в роли испарителя, понижая температуру поступающего воздуха);
- режим нагрева (установка осуществляет подачу и одновременный подогрев воздушных масс).
Портативная вентиляция
Портативная бесканальная установка — это наилучший выбор для замкнутых пространств. Эти устройства не занимают много места, их можно перемещать без особых усилий, и они осуществляют очистку, нагрев и охлаждение воздуха. Портативные бесканальная установки не создают сквозняков и уровень шума их работы очень низкий.
Мультимедийная система для авто: устройство и основной функционал
Многофункциональные головные устройства автомобилей, соединившие в себе средства мультимедиа, быстро устаревают. На рынке появляются все новые и более удобные модели с расширенным функционалом, которые предоставляют водителю множество дополнительных сервисов.
Эксперты Моторпейдж разбираются, что входит в стандартную систему штатных мультимеда, когда стоит решаться на ее замену и что может пойти не так.
Назначение
Современное мультимедийное головное устройство автомобиля – это система, способная получать, обрабатывать, воспроизводить и передавать на другие технические средства различные виды цифровой, видео и аудио информации. Из-за присутствия в этих системах приемников телевизионных программ, музыкальных и видео проигрывателей, их еще называют информационно-развлекательными комплексами.
Объединив в себе средства навигации, развлечений и связи на основе единого интерактивного интерфейса управления, головная мультимедийная система значительно повышает комфорт водителя и безопасность эксплуатации автомобиля. Принято различать штатные мультимедиа-системы, которые имеются сразу на момент покупки автомобиля, а также универсальные комплексы, продающиеся отдельно и часто более совершенные, чем заводские.
Что входит в состав системы
Функционал и комплектация головных информационных комплексов различных моделей и производителей может несколько различаться. Но практически каждый из них включает в себя следующие элементы и блоки:
- Электронный блок управления.
- Цифровой радиоприемник.
- Многофункциональный мультимедиа проигрыватель.
- Модуль GPS навигации.
- Bluetooth и другие беспроводные средства связи.
- Модуль доступа в интернет при помощи 3G/4G USB модема.
- TV-тюнер.
- Комплект качественной акустики.
- LCD монитор.
- Разъемы для подключения устройств ввода/вывода.
- Антенны и присоединительные кабеля.
Функциональной основой головной мультимедийной системы является электронный блок управления. В этом устройстве выполняется обработка входящих информационных потоков со всех подключенных девайсов ввода и вывода, формируются команды исполнительным прибором. Именно здесь реализуется функции системного, телефонного, навигационного и других важнейших модулей комплекса.
По технической реализации головное управление практически ничем не отличается от архитектуры современного компьютера. На плате присутствует центральный процессор, оперативная и постоянная память, контроллеры и интерфейсы для подключения внешних устройств. Встроенный софт включает опцион по настройкам и навигации, медиатеку, проигрыватель, телефонную книгу, игры и множество других приложений.
В каких случаях целесообразна установка новой мультимедийной системы
Решение о покупке современного головного информационно-развлекательного комплекса чаще всего принимают автомобилисты, в машинах которых на момент выпуска была установлена скромная CD/DVD аудиосистема или устаревший на сегодня чейнджер дисков. Возможно, автовладелец не сможет на 100% реализовать все возможности нового устройства, но главные функции наверняка будут работать.
Основная проблема с внедрением современного мультимедийного комплекса в автомобиль предыдущих лет выпуска заключается в том, что в последнем может не быть подготовки для этой системы. Тогда крепление блоков и разводку проводов придется реализовать самостоятельно. Такую работу лучше поручить мастеру специализированного СТО.
Обладатель достаточно нового авто может принять решение о замене штатной мультимедийной системы по причине того, что она ощутимо отстала от уровня современных технологий.
Кстати, это несоответствие требованиям времени можно смело закладывать еще на этапе покупки авто. Поскольку из-за сложностей с переработкой конструкторской документации с конвейера год за годом спускаются машины с устаревшими мультимедийными комплексами. Чем можно заменить такую систему?
Штатная или универсальная?
В MotorPage.Ru считают, что владельцам современных транспортных средств, которые планируют обновить головную систему мультимедиа, следует поискать решение в линейке оборудования бренда своего авто.
Большинство автомобильных концернов пошли по пути разработки собственных систем мультимедиа. Этот подход характерен для разработчиков электронных средств всего модельного ряда Mercedes, Audi, Citroen, BMW, Lexus, Ford и других брендов.
Установить и правильно связать в едином блоке весь функционал автомобиля, включая голосовое управление, навигацию, климат-контроль, мультимедийный центр, камеры и парковочный радар, в головном модуле от другого производителя очень сложно.
Даже самая совершенная универсальная система, предназначенная для других моделей, может нестабильно работать со штатным оборудованием конкретного авто. В таком случае найти правильное решение должен помочь профессиональный мастер, имеющий непосредственный опыт в этой сфере.
Электрический соленоидный исполнительные механизмы
Соленоидные исполнительные механизмы используют принцип электромагнитного притяжения для производства механического движения.
Соленоидный исполнительный механизм
Главное преимущество соленоидных исполнительных механизмов — это их быстрая реакция: движение якоря почти мгновенно после подачи или отключения тока. Недостатком соленоидных исполнительных механизмов является то, что они не могут быть установлены между экстремальными значениями: они или полностью раздвинуты, или полностью сжаты (шток втянут). Также, конструкция соленоидного исполнительного механизма запрещает его использование в узлах, которые требуют больших усилий. Чтобы генерировать большую силу притяжения, соленоидный исполнительный механизм должен быть чрезвычайно больших размеров.
Основные детали:
1. Якорь, подобный цилиндру из железа или стали;
2. шток, который соединяет якорь с управляемым устройством;
3. пружина, которая давит на якорь;
4. электрообмотка, которая представляет из себя катушку из провода с выводами.
Принцип действия соленоидного механизма:
1. Ток проходит через обмотку, катушка становится электромагнитом;
2. якорь притягивается электромагнитом и перемещается внутрь катушки;
3. в результате движется шток, вызывая изменение положения, связанного с ним устройства;
4. когда электроток отключается, якорь возвращается в первоначальную позицию пружиной.
Похожие статьи
В том, что дизельный автомобиль — отличная машина, пожалуй, вряд ли кого-то нужно убеждать. Но что делать, если даже такой славный движок не заводится. Или заводится, но тут же глохнет. И что в таком .
История дизельных двигателей: технологии, которые покорили мир. От изобретения дизельного двигателя до современных систем непосредственного впрыска Bosch Common Rail Дизельный двигатель, впервые .
SsangYong Rexton — среднеразмерный внедорожник, построенный южнокорейским производителем и оснащённый бензиновыми и дизельными моторами, которые собираются по лицензии от Mercedes-Benz с .
Система впрыска топлива «Common Rail» существенно отличается от своих предшественников. Уже само название, которое переводится как «общая рампа», говорит о конструктивных особенностях этого узла. .