Паровая и газовая турбина: особенности и обслуживание
Рис. 1. Газовая турбина
Компонентами газовой турбины являются:
- Компрессор – сжимает входящий воздух и под давлением подает в камеру сгорания.
- Камера сгорания – здесь газ или топливная жидкость воспламеняется, образуя расширяющийся газовый поток высокой температуры.
- Лопаточный ротор – преобразует расширяющийся газ в механическую энергию за счет вращения лопастей, которые приводят в действие генератор электрической энергии.
Преимущества газовой турбины:
- Простое устройство и меньший вес по сравнению с паровой турбиной
- Небольшой расход воды и масла
- Быстро вводится в работу
- Работает на топливе любого качества и в любых условиях
- Вырабатывает меньше вредных веществ
- В конструкцию входит минимальное число трущихся деталей, поэтому турбина имеет долгий срок службы, и при ее работе создаётся меньшее число вибраций
- Высокая энергоэффективность, благодаря чему затраты на покупку турбины быстро окупаются
- Высокий уровень шума
- Ограниченная мощность
- Большая часть мощности уходит на работу компрессора
- Начальная температура при работе турбины должна быть около 500 °С
Турбина вместо дизеля
На конец 1960-х годов пришелся пик научно-технической революции, когда во всех сферах жизни внедрялись инновационные решения. Советское руководство решило устроить революцию в танкостроении. 16 апреля 1968 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании газотурбинного танка.
По такому принципу устроены вертолетные газотурбинные двигатели (ГТД). Советские конструкторы поначалу попытались их адаптировать к танку, но ничего не вышло. Тяжелейшие условия работы боевых бронированных машин быстро разрушали ГТД вертолетов.
НПО имени Климова разработала танковый газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 лошадиных сил. В 1970 году его установили опытном «объекте 219» — прототипе Т-80.