Организация систем безопасности для работы на авто-цистернах
Организация систем безопасности для работы на авто-цистернах
Организация работы, снижение или исключение рисков падения с высоты на автомобильных цистернах имеет некоторые особенности, которые мы постараемся раскрыть в этой публикации.
- Исключить работу на высоте (этот вариант не подходит).
- Применить при организации средства коллективной защиты, позволяющие исключить применение средств индивидуальной защиты (от падения с высоты).
- Применить средства индивидуальной защиты от падения с высоты, разработав систему безопасности для работы на высоте.
Организация работы на автоцистернах на базе средств коллективной защиты от падения с высоты
Работа с применением средств коллективной защиты является приоритетным решением для организации работ на высоте. В рамках темы этой публикации в качестве коллективных средств единственным решением является применение систем, имеющих ограждения, которые минимизируют риски падения человека.
В качестве решений такого рода могут выступать как проектные стационарные сооружения, имеющие в своей конструкции ограждения, так и переносные (мобильные) системы (подкатные системы доступа).
На фото примеры проектных стационарных решений и примеров готовых решений (подкатных платформ).
Проектное решение, стационарная платформа пункта для работы на автоцистерне
Подкатная система для работы на автоцистерне, позволяющая исключить применение средств индивидуальной защиты от падения с высоты
Организация системы безопасности на базе средств коллективной защиты обычно имеют более высокую стоимость первоначальных вложений, но позволяют сократить эксплуатационную стоимость. Не требуется приобретения дорогостоящих СИЗ от падения с высоты, не требуется обучение персонала правилам работы на высоте (получение высотных групп).
Системы безопасности на базе решений с применением средств индивидуальной защиты от падения с высоты
В процессе написания этой статьи просматривая материалы из открытых источников мне с большим удивлением удалось обнаружить фотографии работы персонала в монтажных поясах со стропами без амортизатора на автоцистернах с логотипом известной компании на автозаправках которой я часто заправляю машину.
Основной проблемой при организации систем безопасности этого типа является малая высота места работы. Именно по этой причине исключена возможность использовать структурный анкер или установить анкерное устройство на самой цистерне и использовать его для присоединения соединительно-амортизирующей подсистемы. Высота цистерны всегда ниже, чем удлинение подсистемы после остановки падения при условии, что её закрепление находится на уровне ног. Человек просто упадёт на землю после сработки амортизатора на стропе или СЗВТ.
По этой причине необходимо организовать точку крепления к анкерному устройству как можно выше снизив таким образом до минимального значения фактор падения. Даже при этом условии использование страховочного стропа недопустимо, поскольку в сумме длина стропа и удлинение амортизатора больше, чем величина безопасной высоты.
Установка анкерного устройства на существующие элементы
Если автомобильная цистерна обслуживается в месте, где существует возможность обеспечить установку анкерного устройства над местом работы на существующие элементы здания или сооружения, то организация такой системы будет самым простым и бюджетным вариантом.
В качестве анкерного устройства в этом варианте решения могут выступать:
Локальные анкерные крепления, установленные над метом работы. Если сотрудник выходит и выполняет работу строго в установленной зоне (например, в пространстве, где расположен люк цистерны), то такой способ организации будет самым бюджетным, но, не всегда оптимальным. Важно помнить, что при перемещении работника отклонение фала средства защиты втягивающего типа от вертикали не должно превышать заданную величину угла (согласно инструкции производителя). Например, для СЗВТ Vento допустимый угол отклонения по инструкции составляет 40 градусов. Связано такое ограничение не функциональной особенностью блока, а вполне реальными рисками падения, при которых происходит эффект маятника.
СЗВТ, прикреплённый к анкерному устройству (стропу), установленному на двутавровую балку.
Гибкие стационарные анкерные линии. Анкерная линия на базе стального троса (каната) устанавливается над цистерной. При таком варианте использования анкерного устройства в виде гибкой анкерной линии необходимо очень ответственно подойти к вопросу безопасного провиса. Поставщик и разработчик такой системы должен предоставить данные по провису троса анкерной линии в случае остановки падения. В самом негативном варианте расчётная величина запаса высоты, которая обеспечивается системой должна быть меньше фактической.
Вопросу расчёта безопасной высоты при использовании анкерных линий посвящена статься по этой ссылке.
alt=»Двутросовая анкерная линия на пункте обслуживания автоцисерн» width=»100%» />
Двутросовая гибкая анкерная линия, установленная на пункте обслуживания автоцистерн
Жесткая стационарная анкерная линия, установленная над головой пользователя вдоль цистерны. Это самый оптимальный вариант системы безопасности, обеспечивающий (в совокупности с применением в качестве подсистемы СЗВТ) минимальный фактор падения, близкий к значению 0. Жёсткая анкерная линия обеспечивает минимальный фактор рывка при остановке падения, последствия падения являются минимальными и практически всегда оператор имеет возможность сразу продолжить работу (спасательно-эвакуационные мероприятия не потребуются).
Существующие структурные элементы могут находится над местом работы (потолочные фермы) или рядом с местом парковки автоцистерны (стены или вертикальные колонны). В зависимости от этого проектируется система (разрабатываются фермы для крепления анкерной линии, выносные кронштейны и Т.п.).
Станция налива светлых нефтепродуктов в автоцистерны. Стационарная жёсткая анкерная линия Alsom Safe-Tec.
Страховочные системы, установленные на базе стационарных или переносных опорных конструкций
При отсутствии возможности организации анкерных устройств на существующие элементы существует ряд решений, которые позволяют реализовать системы безопасности с применением специальных вспомогательных металлоконструкций. Переносные (мобильные) или установленные стационарно (на различные типы фундаментов) они обеспечивают возможность установки анкерных устройств для присоединения подсистемы (в данном случае применяются средства защиты втягивающего типа) над местом работы.
Стационарные Г-образные или Т-образные опоры. Представляют из себя металлоконструкции установленные на фундамент. На опоры устанавливаются стационарные анкерные линии, позволяющие обеспечить безопасность перемещения оператора по всей длине автоцистерны. Чаще всего в качестве анкерной линии используется жёсткая линия, обеспечивающая нулевой фактор при остановке падения. При падении (работник споткнулся или поскользнулся) средство защиты втягивающего типа практически моментально заблокирует страховочный фал и, скорее всего, оператор сразу продолжит работу, перекрестившись.
Жёсткая анкерная линия на Т-образных стационарных опорах.
Для экономии в качестве анкерной линии, устанавливаемой на стационарные опоры иногда используются гибкие линии на базе стального каната. Они работают по такому же принципу, что и жёсткие, но у них есть недостаток — при остановке падения существует провис линии (не менее 1 метра). Расчёты показывают, что их использование допустимо при высоте зоны работы свыше 3 метра (расчёт на базе линий марки Delta Plus и Tractel). Но, если оператор поскользнулся или спотыкнулся и упал, его падение система остановит не сразу. При такой организации системы безопасности скорее всего потребуется помощь коллег.
Анкерная линия Delta Plus, установленная на Г-образные опоры.
Для реализации систем безопасности на базе стационарных вспомогательных конструкций, на этапе ПИР обязательно требуется проведение геологических изысканий.
Опорные конструкции с пригрузом. Этот способ реализации системы не требует дорогостоящих работ на этапе ПИР и строительно-монтажных работ. Установка конструкций происходит на базы, которые располагаются на поверхности и которые обеспечивают необходимые параметры за счёт использования пригрузов. Данные конструкции при необходимости могут быть перемещены из одного места в другое. Для этого не потребуется больших затрат. Существенным минусом такого способа является то, что база с пригрузом имеет достаточно большие габариты, и, не везде они могут быть установлены без потерь в удобстве маневрирования автомобилей и техники.
Такие конструкции могут обеспечить установку анкерных устройств над местом работы оператора как локального типа (анкерные устройства в виде проушин), так и жёстких анкерных линий.
Опорные конструкции с пригрузом Вентопро с усатновленной жёсткой анкерной линией
Подкатные и портальные вспомогательные конструкции. Они также служат для организации закрепления анкерных устройств над местом работ и могут применяться для организации страховочной системы на автоцистернах. Главным преимуществом такого способа организации системы безопасности является возможность использования одного устройства для нескольких зон парковки цистерн. Но ограничением служит достаточно большое качество поверхности и сложность применения при зимних условиях.
Техномас: вспомогательные металлоконструкции для работы на малых высотах.
Установка пожарного автомобиля на водоисточник
Установка пожарного автомобиля на водоисточник — вид боевых действий подразделений пожарной охраны, выполняемый для осуществления непрерывной подачи воды из водоисточника к месту пожара.
Способы забора воды определяются видом водоисточника:
Вид водоисточника | Способ забора воды | ||
Открытый водоём с пожарным пирсом | — через всасывающий рукав | ||
Открытый водоём с необорудованным для подъезда пожарных автомобилей берегом | — гидроэлеватором | ||
Пожарный гидрант | — на два параллельных напорных рукава на два параллельных напорно-всасывающих рукава параллельно на один напорно-всасывающий и напорный рукав | ||
Водонапорная башня | — через заливной трубопровод или напорный рукав водонапорной башни в горловину ёмкости или всасывающий патрубок насоса пожарного автомобиля |
Лит.: Иванников В.П., Клюс П.П. Справочник руководителя тушения пожара. М., 1987; Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке. М., 2005.
Правовое регулирование
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликовано: 22 июля, 2021
Новая аттестация на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности
Опубликован проект постановления Правительства, который утверждает правила аттестации на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.
Забора воды из открытого водоема
В том случае, когда нижний уровень воды в водоеме находится ниже показателя 7 метров от основной оси насосного оборудования или подъезд в берегу водоема затруднен из-за топей, большого количества водорослей или ила, применяется специальный гидроэлеватор.
В этом случае необходимо следить за уровнем воды в цистерне, которая должна быть постоянно заполнена до максимального показателя. Также следует избегать залома рукавов или передавливания их посторонними предметами.
При установке пожарного автомобиля на водоем для забора воды могут использоваться всасывающие шланги диаметром 125 или 150 мм. Установке на 2 всасывающих клапана должно предшествовать снятие заглушки с патрубка насосного оборудования машины, который осуществляет всасывание воды.
После этого один из пожарных расчета присоединяет сетку всасывающего механизма к рукаву. По такому же принципу формируется вторая линия рукава, они обе соединяются между собой.
Соединительные головки уплотняются предусмотренным способом и общий рукав подсоединяется к насосу. Тот конец рукава, на котором закреплена сетка, погружается в воду и включается насосное оборудование
Обязательным условием является наличие веревки, один конец которой закреплен на рабочем рычаге клапана обратного действия (расположен перед всасывающей сеткой), а второй закреплен за сам рукав или другой надежно закрепленный предмет. Кроме автоцистерны при заборе воды из открытых водоемов, также могут быть использованы различные мотопомпы (прицепные или переносные).