Тормозная система
Тормозная система
Икона автомобильного шоу-бизнеса Джереми Кларксон как-то выдал фразу, мгновенно ставшую крылатой: — Скорость ни разу никого не убила. внезапная остановка — вот, что убивает.
Чтобы скорость не превращалась в смертельную, водителю дана голова. А вот за комфортное и надежное торможение отвечает соответствующая система автомобиля. Как бы плавно и аккуратно ни передвигался автовладелец, рано или поздно тормозная система потребует обслуживания или ремонта. Любое вмешательство в тормозную систему невозможно без использования специального оборудования.
Стенд тормозной — это своего рода платформа, которая расположена практически на уровне пола в автомастерской. Механическая часть размещена под ним. Дисплей с необходимыми показаниями испытания является видимой частью оборудования.
Легковой транспорт первой парой колес въезжает на специальные ролики, имитирующие дорожное покрытие.
1. Силоизмерительной силы.
2. Частоты вращения.
3. Показания тормозного момента.
Указанные показания считываются и анализируются специалистом, в результате чего делаются определенные выводы. Кроме этого, существует оборудование, в памяти которого предусмотрены оптимальные показатели тормозного пути. В этом случае на табло датчика будут высвечиваться данные, которые соответствуют указанным показателям. Работа датчиков основана на гидравлике, проверяется следующим методом: в него заливают тормозную жидкость или масло с низким показателем вязкости. Пониженный показатель вязкости необходим для того, чтобы оборудование работало с минимальными отклонениями при минусовых температурах. Следует отметить, что колебания погрешностей могут составлять около 3%, а скорость вращения роликов – не более 10%.
Как говорилось ранее, авто наезжает колесами на стенд тормозной, благодаря чему двигатель начинает вращение роликов. В результате этого действия начинается вращение колес, что имитирует движение авто по обычной дороге. Через некоторое время нажимается педаль газа, и машина начинает останавливаться. Именно этот реактивный момент силы и записывается датчиками. При этом каждая пара колес передает на датчик свой сигнал. Далее, оператором проводится анализ сигналов и определение равномерности торможения каждым колесом.
Диагностика тормозной системы методом дорожных испытаний
Разметьте участок дороги для проведения испытаний: нанесите на дорогу любым способом поперечную 1 (см. рис. 6-38) (по направлению движения) линию, осевую продольную линию 2 и две линии 3, обозначающие границы нормативного (шириной 3 метра) коридора движения.
Рис. 6-38 Разметка участка дороги и проведение замеров:
1 – поперечная линия разметки; 2 – продольная линия разметки; 3 – границы нормативного коридора движения; Sт – тормозной путь.
Установите автомобиль на дороге, сориентировав по оси разметки на расстоянии достаточном для разгона, и разгоните его до скорости 40 км/ч.
Проведите торможение при наезде передними колесами на поперечную линию в режиме экстренного полного торможения при однократном воздействии на педаль тормоза усилием
Торможение проводите с отсоединенным от трансмиссии двигателем, а также при разблокированном межосевом дифференциале. При торможении не допускается корректировка траектории движения автомобиля, если это не требует обеспечение безопасности.
Снимите воздействие на педаль тормоза после полной остановки автомобиля.
Измерьте длину тормозного пути от поперечной линии 1 разметки до передних колес автомобиля. Длина тормозного пути не должна превышать 15,8 м.
Определите устойчивость автомобиля при торможении. Проверьте визуально положение автомобиля в пределах нормативного коридора. После торможения автомобиль ни одной своей частью не должен выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.
Установите автомобиль на наклонную часть эстакады, имеющей уклон не менее (23±1)%, и затормозите стояночным тормозом, затянув рычаг стояночного тормоза усилием 392 Н. Автомобиль должен надежно удерживаться в неподвижном состоянии. Длина эстакады должна быть не менее четырех метров и отношение высоты эстакады к длине ее основания должно иметь значение не менее 0,23.
Другие необходимые предметы
При техосмотре проверяют практически все – системы охлаждения автомобиля, тормоза, работу двигателя, состояние рулевого управления. Поэтому нужны и другие приборы.
Например, это глубиномер шин и манометр, который позволяет измерять давление. Для проверки состояния рулевого колеса используется люфтомер-динамометр.
6) Посторонний шум при торможении(может выражаться скрежетом или скрипом тормозных механизмов):
— Износ колодок до срабатывания специальных индикаторных пластин. Свидетельствует о необходимости замены колодок.
— Полный износ фрикционных накладок тормозных колодок. Может сопровождаться вибрацией руля и педали тормоза.
— Перегрев тормозных колодок или попадание в них грязи и песка.
— Использование некачественных или поддельных тормозных колодок.
— Смещение суппорта или недостаточное смазывание штифтов. Необходима установка противоскрипных пластин или очистка и смазка тормозных суппортов.
7) Горит лампа «ABS»:
— Неисправность или засорение датчиков ABS.
— Выход из строя блока (модулятора) ABS.
— Обрыв или плохой контакт в соединении кабелей.
— Сгорел предохранитель системы ABS.
8) Горит лампа «Brake»:
— Затянут ручной тормоз.
— Низкий уровень тормозной жидкости.
— Неисправность датчика уровня тормозной жидкости.
— Плохой контакт или обрыв соединений рычага ручного тормоза.
— Изношены тормозные колодки.
— Неисправна система ABS (см. пункт 7).
Принцип работы тормозной системы автомобиля
В современных авто есть несколько типов систем торможения: рабочая, запасная и стояночная. Первая из них функционирует во время движения. Водитель постоянно ею пользуется. Когда воздействует на педаль тормоза. Вторая, что также выплывает из названия, используется в случае выхода из строя рабочей системы торможения. Она дает возможность осуществить полную остановку авто. Третья – это, по сути, ручной тормоз. Она позволяет удерживать автомобиль в равновесном статичном состоянии на наклонных поверхностях.
При движении авто, вращается колесо и вместе с ним тормозной диск. При необходимости, именно тормозной диск снижает скорость вращения колеса. Он эту функцию выполняет с помощью тормозных колодок, которые сдавливают верхнюю часть вращающегося диска с обеих сторон, тем самым снижая скорость вращения за счет силы трения. В свою очередь, колодки приводятся в действие поршнями, которые помещены в тормозные цилиндры. Когда в эти цилиндры вливается тормозная жидкость, она воздействует на поршни, они сдавливают колодки, которые через тормозной диск постепенно снижают скорость или останавливают вращение колеса.
Наиболее распространенные причины выхода из строя системы торможения:
- наличие и установка комплектующих низкого качества;
- неисправность или завершение срока эксплуатации одного или нескольких компонентов системы (тормозные колодки, их накладки, тормозные диски, цилиндры, возвратная пружина педали тормоза, суппорт и др.);
- утечка или загрязнение тормозной жидкости либо попадание в нее воздуха;
- регулярное нарушение правил эксплуатации системы торможения;
- разнообразные внешние факторы.
Проверка колес, ручного тормоза и тормозов в процессе езды
Проверяем колеса
Осматривая колеса, знайте, что они должны быть совершенно сухими, причем как снаружи, так и внутри. С особой тщательностью осмотрите внутренние поверхности колес, используя смотровую яму. Малейшее присутствие на колесах маслянистых следов послужит тревожным сигналом протекания рабочего цилиндра системы торможения.
Ручной тормоз
Проверяя тормозную систему автомобиля, было бы несправедливо забыть о ручном тормозе, который тоже является частью этой системы и подлежит проверке. Хороший, качественный «ручник» не позволит откатываться машине назад на дорожном уклоне в 23%. При этом вам необходимо посчитать, при каком количестве щелчков в процессе поднятия рычага ручного тормоза машина фиксируется в неподвижном положении. В самом идеальном случае «ручник» срабатывает за 3-4 щелчка.
Тормоза в движении
После визуальной проверки тормозов не забудьте протестировать тормоза в движении. Для этого разгоните машину на открытом отрезке дороги примерно до скорости 50-60 км/ч и после этого резко нажмите на тормозную педаль.
Далее следите за торможением: при исправной тормозной системе машину не будет заносить в одну сторону.
Что касается размера тормозного пути, то он у каждой машины свой и, как правило, зависит от состояния дорожного покрытия, от шин, от веса автомобиля и от многих других причин.
Примечание: при наличие в машине системы ABS процесс торможения будет несколько иным — при резком нажатии на педаль вы почувствуете обратную отдачу, которая будет проявляться в качестве специфической вибрации. А если на машине установлена система курсовой устойчивости, то в этом случае при резком торможении на «торпедо» начнет работать индикатор, сообщающий о работе этой системы.
В заключение отметим, что систему торможения автомобиля можно проверить с помощью специального стенда диагностики, который предоставит объективную информацию относительно состояния тормозной системы.
Видео о работе тормозной системы автомобиля: