Что такое ЭРА ГЛОНАСС на легковом автомобиле и как она работает
Что такое ЭРА ГЛОНАСС на легковом автомобиле и как она работает
Многие водители, впервые приобретающие машину, задаются вопросом: что такое ЭРА ГЛОНАСС на легковом автомобиле, зачем она нужна и как работает. Большая кнопка SOS неподалеку от осветительного плафона действительно выглядит интригующе. Она расположена таким образом, чтобы до нее было легко дотянуться в любой экстремальной ситуации, и делает то, что от нее и ожидаешь: вызывает помощь.
Интуитивный внешний вид кнопки должен подталкивать к ее использованию даже тех водителей, которые ничего не знают о системе ЭРА ГЛОНАСС. Но лучше все-таки заранее разобраться, что это за система и почему каждый автомобиль ей оборудован.
Откуда появилась технология ЭРА-ГЛОНАСС?
Давайте для начала отправимся в недалёкое прошлое, так сказать совершим экскурс в историю. Возможно вы будете удивлены, но ЭРА-ГЛОНАСС — разработка совсем не последних лет, она основана на технологии, которой уже более 40 лет, и изначально она должна была использоваться в сугубо военных целях, то есть в качестве системы отслеживания вражеских целей. Но из-за того, что проект оказался крайне-серьезно растянут во времени, то запустить его окончательно в нашей стране удалось лишь только с приходом капиталистических отношений. Для зарабатывания денег данную военную технологию было решено перевести на гражданские рельсы.
Кстати сказать, «ЭРА-ГЛОНАСС» это аббревиатура, которая расшифровывается, как «система экстренного реагирования при авариях- глобальная навигационная спутниковая система».
Как работает ГЛОНАСС
Рассмотрим, как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС» и система 112 на автомобиле.
При ДТП мгновенно происходят действия в следующем порядке:
- прибор распознает тип столкновения (передом, боковой частью, задом авто);
- согласно запрограммированному алгоритму устройство устанавливает степень тяжести повреждения;
- далее через спутник определяются координаты ТС с погрешностью 3-6 метров;
- прибор связывается с системой «ЭРА», куда передаются все данные;
- последний этап – передача оператором приоритетного сигнала о бедствии в систему 112; передать звонок удастся через покрытие того оператора, сеть которого лучше всего ловит сигнал на месте ДТП. Даже при перегрузке сети звонок все равно пробьётся в 112, чтобы передать экстренную информацию.
Система экстренного реагирования при авариях в «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть активирована и принудительно. Для этого нужно нажать тревожную кнопку SOS в салоне, после чего оператор мгновенно отзывается на запрос и уточняет детали аварии. После разъяснения обстоятельств сигнал моментально передается в службу 112.
Если водитель, нажав кнопку, не в состоянии говорить, оператор (после отсутствия ответа) оперативно считывает доступную информацию с прибора и передаёт сигнал в 112, уточнив, что состояние пострадавшего не дает ему говорить.
При необходимости на место направляется не только скорая помощь, но и спасатели, сотрудники ГИБДД.
Из каких приборов состоит система вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле? Это, в первую очередь, навигационно-информационная платформа, сеть передачи данных и сотовая сеть (встроенная SIM-карта).
Перечень приборов включает в себя черный ящик (блок-терминал) и датчики ДТП. На официальном сайте «ЭРА-ГЛОНАСС» указаны еще такие составляющие:
- тревожная кнопка;
- внешняя антенна;
- микрофон;
- динамик;
- датчик уровня топлива;
- видеорегистратор;
- скрытый автономный поисковый терминал;
- датчик работы мотора;
- навигатор;
- датчик давления шин.
Кнопка SOS – это, проще говоря, встроенный в авто сотовый телефон для связи со службой спасения. За дополнительную плату система экстренной связи в «ЭРА-ГЛОНАСС» оснащается тахографом (прибор, фиксирующий скоростной режим), устройством для удалённой диагностики и системой, которая организовывает движение ТС.
Обязательно ли устанавливать ГЛОНАСС
По техническим требованиям с 2016 года системой оборудовались:
- коммерческие автомобили, перевозящие людей;
- транспортные средства, транспортирующие опасные грузы;
- машины, груз которых – твердые бытовые отходы, мусор.
Кнопка ГЛОНАСС с 1 января 2017 года должна быть на всех машинах, которые выпускаются в обращение внутри РФ. Автомобили, собранные в России, оснащают системой уже на заводе. Первым таким автомобилем стала «Лада Веста».
Все официальные дилеры в частности и юридические лица, занимающиеся продажей машин, в целом, не смогут получить паспорт транспортного средства (ПТС) без регистрации в своем автомобиле системы «ЭРА».
Поскольку 100% акций находятся у государственного акционерного общества АО «ГЛОНАСС», даёт добро на выдачу ПТС только эта структура.
Последние новости про «ЭРА-ГЛОНАСС» сообщают, что для официального оформления систем проводятся несколько краш-тестов каждой модели (прямой и боковой удар, опрокидывание), и взимается плата за сертификацию. Краш-тест проводится только на полигонах центрального института НАМИ. После того как сертификат выдан, машина получает ПТС.
На это у автосалонов уходят колоссальные средства, которые придётся покрывать, повышая цену за автомобиль.
Юридическим лицам, которые успели получить ПТС на авто до 1 января 2017 года, можно не устанавливать ГЛОНАСС, пока не потребуется обновить техпаспорт.
Обязательная установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на авто с 2017 года вынуждает многих производителей уменьшать модельные ряды на российском рынке, а некоторые компании и вовсе готовы его покинуть. Бренды, которые массово продавали машины в количестве десятков тысяч, подорожают лишь на 1% (примерно 7000 рублей). А вот luxury автомобили (Lamborghini,
Aston Martin, Rolls-Royce и другие), продажи которых не превышали тысячи единиц в год, затрачивают на установку системы до 2 миллионов рублей.
На сегодняшний день Audi и BMW уже сокращают модельный ряд на рынке РФ. По прогнозам автомобильных экспертов, количество моделей таких авто в России может уменьшиться на 100 ед. (то есть на 1/3).
Многих россиян беспокоит, предусмотрена ли законодательством обязательная установка ГЛОНАСС на личный автомобиль, привезенный из-за рубежа? В феврале 2017 года неоднозначная ситуация на границе возникла с японскими автомобилями, которые не могли получить ПТС без установки «ЭРА-ГЛОНАСС».
Такое требование основывается на Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».
С одной стороны, если вы физическое лицо и приобрели автомобиль для личного пользования, то, согласно Таможенному кодексу РФ (ст. 352, ч. 2), на вас не должны распространяться меры технического регулирования. Однако какой смысл вводить «ГЛОНАСС» повсеместно и при этом пропускать автомобили без тревожной кнопки? В настоящее время установка «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые старые (б/у) автомобили обязательна.
Мнение по поводу установки ГЛОНАСС на все без исключения машины страны уже неоднократно высказывалось. У автовладельцев такой подход вызывает опасения, ведь установка требует затрат, а затем осуществляет дополнительный контроль поведения на дороге.
Если в будущем «ЭРА-ГЛОНАСС» станет обязательной для всех автомобилей, возможно, каждому водителю придется самостоятельно монтировать систему (ведь краш-тест собственного авто вас делать не заставят). Рассмотрим процесс установки своими руками.
Как установить ГЛОНАСС на авто
Чтобы подключить прибор к бортовой сети автомобиля, нужно соединить его проводку с проводами тех цепей, которые не зависят от включенного зажигания. Ведь при аварии, когда автомобиль заглохнет, устройство должно быть включенным, чтобы передать сигнал SOS.
Независимые от зажигания цепи – это лампочки салонного освещения: вспомните, ведь они горят даже в «заглушенном» авто. Принцип монтажа в том, что водителю придется спаять соответствующие провода на приборе «ГЛОНАСС» и проводку салонного освещения. Также соединение проводов можно выполнить в блоке предохранителей за приборной консолью.
Подробная инструкция по установке изложена в статье «Установка ГЛОНАСС на авто».
Для монтажа «продвинутого» блока «ГЛОНАСС» с дополнительными функциями лучше обратиться в автосервис.
Можно ли отключить систему
Наличие навигационной системы практически устанавливает тотальный контроль над каждым преодоленным автомобилем километром. Поэтому некоторые водители стремятся обойти закон и деактивировать систему. Нередко обмануть навигацию пытаются водители общественного и коммерческого транспорта.
В общем, есть немало желающих знать, как отключить «ЭРА-ГЛОНАСС».
Повредить систему можно разными способами:
- разорвать проводку;
- повредить антенну;
- экранировать металлом различные детали;
- внедриться в микросхему (придется нарушить пломбу);
- повредить SIM-карту.
Но любое вмешательство в конструкцию ТС будет замечено диспетчерами, ведь пропадет сигнал на спутнике. Одним словом, отмена системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле в 2017 году, когда устройства оптимизированы для полного контроля над машинами, – неблагодарное дело: диспетчеры очень быстро сообщат в ГИБДД о подозрительном исчезновении сигнала.
Недостатки действующей системы ГЛОНАСС
На сегодняшний день очевидны такие недостатки внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС»:
- удорожание автомобилей в дилерских сетях;
- исчезновение с рынка многих моделей авто;
- если в будущем Росстандарт будет требовать установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для каждого автомобиля, появится прецедент для подделывания трекеров.
Кроме того, в нынешних российских реалиях внедрение «ГЛОНАСС» не является универсальным решением: во многих удаленных и малонаселенных районах по объективным причинам службам спасения не удастся оперативно отреагировать на тревожный сигнал от системы.
Что такое кнопка ГЛОНАСС и для чего её устанавливать в машину
Тревожная кнопка Глонасс – это составная часть терминала ЭРА-ГЛОНАСС. Она монтируется в салоне машины таким образом, чтобы доступ к ней был обеспечен в любой ситуации. Дизайн кнопки отличается у разных производителей автомобилей, но обязательным условием является защита её специальным кожухом. Предназначение пластиковой защиты – предотвращение случайного нажатия кнопки при отсутствии экстренной необходимости. Как правило, защитный кожух – это пластиковая крышка, которая в экстренной ситуации без труда откидывается и открывает доступ к кнопке.
В случае нажатие кнопки сигнал автоматически подаётся в диспетчерскую экстренных служб. Преимущество кнопки по сравнению со звонком с мобильного телефона, состоит в сильном и устойчивом сигнале, подаваемом, благодаря мощной антенне. Кнопка Глонасс действует даже в тех зонах, где нет покрытия сигналами мобильной связи.
Сигнал, поданный с автомобиля, оснащённого системой Глонасс, позволяет определить местоположение объекта с точностью до 10 метров.
Зачем нужен ГЛОНАСС?
ГЛОНАСС – это масштабная навигационная система. С ее помощью владельцы автопарка контролируют перемещения водителей, а сотрудники, управляющие транспортным средством, получают гарантию защиты – в случае непредвиденной ситуации система передаст данные о простое в компанию, поможет обеспечить максимально объективное рассмотрение спорных ситуаций на дороге.
Для чего используют ГЛОНАСС?
- Минимизация субъективного фактора
Зная о непрерывном внешнем контроле, водитель становится более ответственным: снижается количество нарушений правил дорожного движения, соблюдается режим отдыха-работы, предусмотренный для перевозчиков на дальние расстояния, сокращается количество случаев превышения скорости. Помимо этого, сотрудник лишается возможности проводить махинации с топливом и использовать служебное транспортное средство в личных целях.
- Получение полных и точных сведений
О маршруте и параметрах движения транспорта. В любое время суток информация поступает непрерывно. Это дает владельцам предприятия, организующего перевозки, возможность составить детализированную картину пробега – со всеми остановками, изменениями скоростного режима и прочими полезными данными. Информация позволит оценить рациональность выбранного маршрута и действий водителя.
- Оптимизация бизнеса
Внедрение системы дает возможность сократить издержки. В первую очередь, это происходит за счет устранения ошибок при анализе данных, полученных от спутника.
- Рационализация отношений с персоналом
Стороны рабочего процесса имеют подтверждение факта свершения тех или иных действий (например, километража пройденного расстояния), что позволяет свести к минимуму споры и доказывания обоснованности претензий и собственной правоты (например, требование водителя выплатить большую сумму за перевозку).
- Удаленное наблюдение в режиме онлайн
Или по записям данных с сервера. Вы сами можете выбрать наиболее удобный способ контроля за транспортным средством.
Оформить заказ на карты для тахографа.
Аббревиатура ГЛОНАСС расшифровывается как «ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система» — сначала советская, а затем российская спутниковая система навигации, разработанная по заказу Министерства обороны СССР.
Когда появилась идея спутниковой навигации?
Спутниковая навигация в виде идеи зародилась еще в те времена, когда СССР запустил в космос первый искусственный спутник Земли, т.е. в тысяча девятьсот пятидесятые годы. Наблюдая и изучая сигналы, исходящие от этого спутника ученые обнаружили, что используя их особым образом и зная координаты спутника можно с большой точностью определять свои координаты. После этого открытия военные ведомства США и СССР принялись вести разработки в области создания глобальной навигационной спутниковой системы.
Система GPS
Первый тестовый спутник системы GPS был выведен на орбиту Соединенными Штатами лишь через 20 лет после появления идеи спутниковой навигации, в 1974 году. Еще через 20 лет система GPS была доукомплектована необходимым количеством спутников (24 штуки) и в таком виде была принята на вооружение. После этого стало возможным использование системы GPS в военных целях для точного наведения ракет на наземные и воздушные цели.
Система ГЛОНАСС
Советский Союз свой первый спутник ГЛОНАСС вывел на орбиту лишь в 1982 году, но уже в декабре 1995 года система ГЛОНАСС была доведена до полного штатного количества из 24 спутников.
Официально, обе системы навигации (GPS в США, ГЛОНАСС в РФ) были приняты в эксплуатацию в 1993 году!
К сожалению, в дальнейшем финансирование системы ГЛОНАСС прекратилось и в 2001 году на орбите в рабочем состоянии осталось лишь шесть спутников. В 2001 году в России была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система». Согласно этой программе к концу 2009 года система ГЛОНАСС должна была быть полностью укомплектована 24 спутниками и функционировать в полноценном штатном состоянии.
Что общего в системах GPS и ГЛОНАСС?
Несмотря на то, что изначально системы навигации разрабатывались для военных целей, в наше время GPS и ГЛОНАСС активно используются в мирных целях. Область применения спутниковых систем постоянно расширяется, а технологии стремительно развиваются. Уже повсюду, в обычных магазинах продаются навигаторы для автомобилей, для людей, для животных, приемники сигналов GPS встраивают в мобильные телефоны, КПК. Любой человек может видеть свое местонахождение на карте, скорость передвижения, легко и быстро прокладывать маршруты и находить на карте необходимые адреса, или, установив приемники спутниковых систем навигации на другие подвижные объекты, следить за всеми передвижениями этих объектов.
Принцип измерения координат российской системы ГЛОНАСС аналогичен американской системе GPS.
Чем отличаются ГЛОНАСС и GPS?
Главным отличием двух систем спутниковой навигации является государственная принадлежность. Причем условия получения сигналов системы GPS не являются на 100% гарантированными и полностью зависят от политики министерства обороны США.
В техническом смысле основным отличием ГЛОНАСС от GPS является то, что спутники ГЛОНАСС в своем движении по орбите не синхронизированы с вращением Земли. Это обеспечивает им большую стабильность и не требует корректировок в течение всего срока эксплуатации каждого спутника. Тем не менее, спутники ГЛОНАСС имеют гораздо более короткий срок службы.
Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»
Чтоб осознать, что такое система критического оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» и для каких целей она нужна в машине, поначалу расшифруем аббревиатуру: система критического реагирования при трагедиях, которая работает с помощью глобальной навигационной спутниковой системы.
Основная цель её внедрения – уменьшить травматизм и смертность на дорогах, вызванные запоздалым реагированием служб спасения.
Ведь наиболее 50% смертельных исходов при трагедиях происходят не из-за самого ДТП, а вследствие позднего приезда скорой помощи. А время до приезда докторов – это не только лишь путь от подстанции до места ДТП, да и время, затраченное водителем на вызов.
Оперативно набрать 112 либо 03 не постоянно выходит по нескольким причинам:
- на месте трагедии не ловит сотовая связь;
- мобильная сеть перегружена;
- пострадавший не в состоянии набрать номер.
По данным испытаний, скорость реагирования с «ЭРА-ГЛОНАСС» на 30% выше. При обыкновенном наборе 112, даже если удалось дозвониться, некое время тратится на ожидание, а на разъяснение места и событий трагедии также необходимы доп 10-ки секунд.
Основное преимущество, которое имеет система сохранности «ЭРА-ГЛОНАСС», – это критический сигнал такового формата, что спасательные службы движутся на вызов, уже зная четкие координаты ДТП и степень повреждений у пострадавшего.
Нужную службу вызывает специалист-оператор из контактного центра системы.
Функции системы
Не считая моментальной реакции на трагедии и остальные чрезвычайные ситуации, для чего «ЭРА-ГЛОНАСС» в каре? Функционал системы дозволяет надзирать:
- положение машинки;
- текущий расход горючего;
- высокоскоростной режим.
Это поможет устроителям грузовых перевозок выслеживать перемещения собственных водителей. «ЭРА» также дозволяет удаленно диагностировать тс в случае поломки и делать охранно-поисковые работы.
Шофер и пассажиры могут надавить тревожную клавишу и вручную, если вдруг стали жертвами нападения.
Также система умеет информировать о том, что:
- вблизи случилось большое ДТП;
- резко ухудшаются погодные условия;
- вы приближаетесь к небезопасным участкам дороги, либо, напротив, к заправке, месту отдыха.
Аналоги русской разработки – европейская система реагирования ECall и южноамериканская программка NG9-1-1, которые получают сигнал через систему GPS. Технологическая сопоставимость «ЭРА-ГЛОНАСС» с GPS и ECall также вероятна.
Проект разрабатывался с 2009 года, тестировался на местности 63 регионов РФ. Сначала 2015 года работа системы стартовала по всей стране: чтоб этого достигнуть, правительство издержало 5 миллиардов руб.
Каждогоднее поддержание работы «ЭРА» обходится еще в 1,5 миллиардов. Создатели этого проекта говорят, что установка системы критического оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» не просит абонентской платы от водителя. Информация о том, будут ли передаваться в полицию сведения о нарушении ПДД, пока не оглашалась.
Что ждет потребителя?
Поскольку для прохождения сертификации придется потратить значительные денежные средства (около 1 миллиона евро для каждой модели), ряд автопроизводителей может на долгое время, если не навсегда, исчезнуть с российского рынка. Например, первыми кандидатами «на вылет» считают такие компании как «Ягуар» и «Роллс-Ройс»: машины, выпускаемые ими, стоят дорого, и затраты на прохождение процедуры просто-напросто могут не окупиться из-за недостаточного уровня продаж.
Для крупных компаний создание устройств для работы в системе ГЛОНАСС не является таким уж затратным мероприятием, чего нельзя сказать о расходах, связанных с сертификацией оборудования. Более того, зарубежные автопроизводители не понимают, зачем вообще это нужно делать, если уже и так существует давно отлаженная система GPS. В связи с этим, не исключено, что недоступными для россиян могут оказаться далеко не одни дорогостоящие модели.